Съемка пейзажа

Успешно снимать пейзажи можно лишь в том случае, если научишься трем вещам: наблюдать, выжидать и ходить. Броди по красивым местностям, постигай их ритмы, вдохновляйся увиденным! Не спеши щелкать затвором, пока освещение не станет таким, как нужно. Но, пожалуй, самое важное во всем этом - ходить, ходить и ходить не уставая! Из окна автомобиля или даже на пешеходной дорожке, утоптанной тысячами ног, действительно запоминающийся пейзаж встретится редко. Сойди с проторенной тропы да присмотрись пытливым взглядом - и тогда тебе одному, и никому больше, откроются магические сцены.
Подавляющее большинство пейзажных фотографов используют широкоугольники - почти исключительно из-за того, что они обладают рядом очевидных преимуществ. Прежде всего, вы охватываете видоискателем куда большее пространство, чем невооруженным глазом. Широкий угол также позволяет создавать впечатляющие композиции; подчеркивая передний план, вы сообщаете вашему снимку зримое чувство дистанции и масштаба. Кроме того, при закрытой диафрагме широкоугольники дают максимальную глубину резкости - другими словами, все, от непосредственного крупного плана и до отдаленного заднего плана, на снимке выйдет резким.
Для общей практики идеальным признается 24 мм или 28 мм широкоугольник, хотя и более широкая оптика может дать поразительные результаты при умелом применении. Если вы хотите выделить небольшую часть сцены - скажем, одинокое фермерское строение у подножия огромного утеса или отражение в воде -тогда вводите в бой телевики. Поскольку такие объективы «сжимают» перспективу, их можно использовать и для того, чтобы элементы сцены казались собранными компактно. Это особенно хорошо видно при съемках горных хребтов или отдаленных холмов и добавляет картине драматический эффект.
Важнейший аспект пейзажной фотографии - оценка освещения. Изо дня в день солнце проходит по небосклону, и по мере его прохождения меняется окраска, резкость и интенсивность света. Как общее правило, лучшие результаты вы получите ранним утром либо ближе к вечеру. В эти часы свет льется не только ласковый и теплый, но и, поскольку солнце низко расположено над горизонтом, предметы отбрасывают длинные тени, выявляющие текстуру и формы даже самых ровных и плоских ландшафтов. Превосходные фотографии можно сделать и на заре, когда над реками и озерами, над низинами нависает пелена тумана, или на закате, когда в золотых лучах заходящего солнца становятся прелестными даже самые скучные сцены.
Зато неблагодарное занятие - снимать около полудня в яркую солнечную погоду. Когда солнце висит почти над головой, слишком резкий свет и слишком четкие тени, пейзаж кажется плоским и лишается своеобразия. Единственное исключение - поздняя осень и зима, когда солнце не поднимается под углом выше 40°, и свет выглядит привлекательным от зари до заката.
Единственный способ застать наилучшее освещение - не торчать в четырех стенах, а наблюдать за светом, который красиво вырисовывает пейзаж. Придя на выбранное место, задайте себе вопрос: а может ли освещение быть лучше? Иногда ждать приходится совсем недолго, пока пронесется облако; в иных случаях придется возвратиться через несколько часов, когда сместится солнце, а то и на следующий день. Весьма возможно, что дело будет трудоемким, но зато в итоге ваши усилия будут вознаграждены с лихвой.