Типы освещения

Различают следующие элементы светотени:
• света - поверхности, ярко освещенные источником света;
• тени - неосвещенные или слабо освещенные участки объекта съемки. Тени, находящиеся на неосвещенной стороне объекта, называются собственными, а отбрасываемые объектом на другие поверхности, - падающими;
• полутень - слабая тень, появляющаяся в том случае, когда объект освещен несколькими источниками света. Полутень так же образуется на поверхности, обращенной под небольшим углом к источнику света;
• блик - световое пятно на ярко освещенной выпуклой (плоской) глянцевой поверхности в том случае, когда на ней имеется еще и зеркальное отражение;
• рефлекс - слабое светлое пятно в теневой стороне, образованное лучами, отраженными от близко расположенных объектов.
Элементы светотени, как у объекта, так и у фотографического изображения в практике фотографии называют тонами. Например, блик является наиболее ярким тоном, а тень - наименее ярким. Чем шире шкала тонов от черного до белого, тем ниже контрастность изображаемого объекта. Так, в случае, когда фотоизображение состоит из 50 и более тонов, оно мягкое; 35 - 45 тонов -нормальное; 10 - 20 тонов - контрастное. В зависимости от количества осветительных приборов и их расположения относительно объекта съемки освещение бывает рассеянным, направленным и комбинированным.
Рассеянный свет характеризуется равномерным и одинаковым освещением всех деталей объекта съемки. Эффект рассеянного света достигается при съемке с естественным освещением, когда прямые солнечные лучи закрыты облаками, и с искусственным освещением, когда применяются фотолампы, электролампы с колбами из молочно-матового стекла, а также при специальной постановке источников света.
Направленное освещение четко выявляет на объекте съемки света, тени, блики, иногда рефлексы и освещает лишь ту часть объекта, которая повернута к источнику света фасадом. Все остальные элементы объекта в этом случае находятся в тени, их тона не проработаны, фактура не выявлена. И наоборот, освещенные элементы поверхности объекта выявляют его тоновые особенности, цвет и фактуру. При этом достигается объемность изображения предметов, правильно «рисуется» их форма. Направленное освещение создает контрастность фотографического изображения, однако является недостаточным для некоторых светочувствительных материалов. Направленное освещение достигается прямым солнечным светом (без облаков), электрической лампой накаливания с зеркальным отражателем или без него.
Комбинированное освещение - это сочетание рассеянного и направленного освещения. Оно способствует созданию плавных переходов от света к теням, полутеням. Глубокие тени смягчены, фактура реальна, исчезает контрастность направленного освещения. Комбинированное освещение создает довольно полное представление об объеме и форме объекта съемки, достигается требуемая проработка деталей снимаемого объекта. Этот тип освещения нашел широкое применение в фотографии и особенно в съемках при искусственном освещении. Различают следующие основные виды света: общий, рисующий, моделирующий, фоновый, контровой. Общий свет дает равномерное, рассеянное освещение, что позволяет добиться проработки теневых участков снимаемого объекта. Интенсивность общего света обеспечивает освещенность, позволяющую фотографировать с короткой выдержкой.
Рисующий свет, как правило, направлен на объект съемки или его деталь и создает их основной световой рисунок. Применяется в сочетании с общим заполняющим. В противном случае получается очень контрастное освещение без проработки в тенях. Рисующий свет передает форму, объем, фактуру снимаемых предметов и служит для создания основного светового эффекта. Моделирующий свет дополняет освещение объекта съемки с целью улучшения градации светотени, позволяет выделить отдельные композиционно важные участки предметов, образует световые блики или подсветку теней, эффект объема и фактуры. Моделирующее освещение создается узким пучком направленного света небольшой интенсивности. Применение фонового света дает необходимый эффект освещения фона, на котором снимается объект. Степень освещенности фона, как правило, меньше степени освещенности Основного объекта съемки, что приводит к правильному зрительному восприятию фотографии в целом. Постановка фонового света может быть равномерной и неравномерной с преобладанием более темного фона для светлых участков объекта съемки и более светлого фона для ее темных (теневых) участков.
Контровой свет используется для решения различных композиционных задач, и в частности для отделения контура объекта съемки от фона. В этом случае на фотографии получается светлая (бликующая) полоса по контуру объекта. Этот свет эффективен при съемке портретов (где может быть получен ореол светящихся волос), натюрморта, скульптуры. Контровой свет направлен прямо навстречу фотоаппарату или несколько в сторону от него. При этом необходимо следить за тем, чтобы прямые лучи света не попадали в объектив, для чего применяется бленда. Для контрового света зачастую используются осветительные приборы с тубусом небольшого диаметра.