Как фотографировать в пасмурную погоду?

Технические параметры съемки
Нетрудно заметить, что в пасмурный день на улице темнее, чем в солнечную погоду, поэтому камере потребуется больше света. А значит, вам нужны:
• Более длинная выдержка (для несветосильных объективов она может достигать 1/40, но не забывайте, что, делая выдержку длиннее, вы увеличиваете риск размытия кадра);
• Малая глубина резкости (открытая диафрагма);
• Более высокая светочувствительность (ISO 400-500 вместо ISO 200);
• Штатив (это желательный атрибут, но не строго обязательный).
Конечный выбор параметров будет зависеть от общей освещенности сцены. На открытом пространстве света будет больше, в тени домов - меньше.
Кроме того, светосильный объектив (с возможностью установки диафрагмы в значения f1.8-f-3.8) больше подойдет для съемки в пасмурную погоду, поскольку позволит оставить выдержку короткой, а светочувствительность - на приемлемом уровне шумов.
В пасмурную погоду можно также использовать различные светофильтры. Наиболее подходят для этой цели поляризационный и нейтральный фильтры. В солнечный день поляризатор делает небо более ярким, а в пасмурную погоду он незаменим тем, что может сделать цвета более контрастными, придать им более теплый оттенок и выявить хоть какие-то облака на абсолютно белом небе.
Тем не менее, чтобы применить его, вам потребуется увеличить экспозицию на 1-3 шага. Нейтральный светофильтр хорошо использовать для создания художественных облаков - благодаря длинной выдержке он помогает размыть их движение. Для таких фотографий вам потребуется штатив или другая опора, поскольку экспозицию также придется увеличить, иногда на 4 шага и больше, в зависимости от плотности фильтра. Кстати, не забудьте перед выходом из дома захватить пищевую пленку или сразу обернуть ею фотоаппарат, если ожидается дождь или повышенная влажность. Отлично, если у вас уже есть защитный бокс. Если его нет — воспользуйтесь обычной пищевой пленкой — это дешево и сердито.
Свет и его свойства
В пасмурный и облачный день солнечный свет рассеивается благодаря облакам, которые становятся для солнца большим софтбоксом. Именно поэтому в пасмурную погоду свет мягкий и рассеянный, даже в полдень, когда солнце еще высоко. Такой свет лучше подходит для съемки портретов людей, в особенности, крупным планом. Отсутствие жесткого солнечного света не освобождает фотографа от необходимости следить за тем, где по отношению к модели находится солнце. Именно от этого зависит световой рисунок на фотографии. От направления и количества света также зависит выбор параметров съемки. Облака бывают густыми и не очень, свет может падать спереди, сбоку и сзади, и все это будет влиять на параметры съемки, поэтому обязательно делайте несколько кадров при разных параметрах, чтобы выбрать правильную экспозицию.
Приемы освещения
Если у вас есть возможность, используйте для подсветки лиц золотистую сторону отражателя, либо вспышку с оранжевой накладкой (гелем). Как с помощью вспышки сделать свет в пасмурный день более теплым, рассказано в этой статье.
Для съемки в пасмурный полдень также хорошо использовать места, которые закрыты тенью в солнечный день. Это могут быть различные тоннели и проходы, веранды и перекрытия, куда не поступают прямые лучи солнечного света, а поступает только рассеянный свет от других предметов и поверхностей. Освещение в таких местах более мягкое и рассеянное, поскольку выступающая часть крыши закрывает моделей от падающего сверху света.
Сюжеты
Безусловно, по сюжетам есть некоторые ограничения. Однако, помимо крупных лицевых портретов, в пасмурный день также хорошо снимать:
• Водопады и реки
• Цветы (макро)
• Тенистые леса
В городской среде не менее привлекательными остаются сюжеты с участием людей на улице, отражения в лужах, желтая листва.
Композиция и яркость цветов
В условиях «скучных» цветов и невыразительного неба всегда встает вопрос, чем их заменить или хотя бы частично компенсировать. Осенью огромное подспорье окажет желтая листва, которую можно использовать как в качестве фона, так и в качестве элемента композиции. Например, для этого макро-кадра, снятого вчера для обоев рабочего стола, я подобрала более яркий, желтый фон, что частично компенсировало мне отсутствие солнечного утреннего света. Если листвы на деревьях уже нет, цветовую гамму фотографии могут оживить интересные цвета одежды прохожих, яркие здания и вообще все, что своим цветом повышает настроение в пасмурный день. Например, на групповом портрете мальчиков, уже приведенном выше, кадр оживили их яркие цветные футболки.
Скучное небо можно вовсе не включать в кадр. Для этого нужно либо подобрать подходящий фон, который заслонил бы его собой (здания или деревья), либо, если речь идет о съемке портрета, сильно размыть фон, чтобы небо на нем нельзя было угадать. Например, на фотографии ниже от неба в кадре удалось избавиться благодаря деревьям на заднем плане. Наконец, когда общая атмосфера кажется вам скучной и неинтересной - снимайте детали крупным планом. Знаки, блюда, напитки, животные - темой кадра может стать все, что угодно.
В заключение хотелось бы сказать, что плохой погоде отчаиваться никогда не стоит. Фотография, в отличие от времен года, непредсказуема и способна делать подарки даже в самых неподходящих условиях.