Автофокус для съёмки статичных сцен

В современных зеркальных камерах есть масса разнообразных вариантов фокусировки, но все они сводятся к трём основным режимам: покадровая, следящая и ручная фокусировка. Названия этих режимов могут отличаться у разных производителей, но работают они одинаково.
Покадровая фокусировка у Nikon называется Single-servo AF, а у Canon - One-Shot AF. Она предназначена для съёмки статичных объектов и обычно является режимом, установленным по умолчанию. В этом режиме камера фокусируется, когда вы нажимаете кнопку спуска до половины, и блокирует фокус до тех пор, пока вы не отпустите её. Это позволяет вам перекомпоновать кадр, сохраняя фокусировку на нужной вам точке. (Не путайте покадровый режим фокусировки с режимом покадровой съёмки (Single Shooting у Canon), когда по нажатию кнопки спуска камера делает один кадр.) Следящий автофокус, известный как Continuous-servo у Nikon и AI Servo у Canon, лучше всего подходит для съёмки динамичных сцен. Вместо того, чтобы использовать одну фиксированную точку для фокусировки, камера непрерывно корректирует фокус, чтобы двигающийся объект оставался резким. Не путайте его с режимом серийной съёмки, когда затвор срабатывает до тех пор, пока вы удерживаете кнопку спуска нажатой. В ручном режиме фокусировки вы фокусируетесь вручную, ориентируясь по видоискателю или ЖКД камеры. Этот режим полезен в условиях недостаточной освещённости, когда система автофокуса неспособна навестись на резкость, или когда необходима высокая точность фокусировки, как, например, в макрофотографии. В этом режиме, впрочем, вы также не остаётесь без подсказки -кружок в видоискателе или звуковой сигнал проинформируют вас, если камера определит, что вы навелись на резкость правильно.
• Хорошо, допустим, покадровая фокусировка хороша для неподвижных, а следящая для движущихся объектов. Но в моей камере есть ещё один вариант фокусировки... Для чего он нужен?
Во многих камерах есть ещё одна опция - режим, называющийся Auto Select у Nikon или А1 Focus у Canon. Это не самостоятельный вид фокусировки, а просто режим, в котором камера сама определяет, нужно ли использовать покадровый или следящий автофокус, в зависимости от того, что вы снимаете. Если вы не знаете, какой режим выбрать, стоит начать именно с него. Однако, как и с любым автоматическим режимом, вы перекладываете выбор на автоматику камеры, и она вполне способна выбрать не тот режим, который вам нужен. Поэтому часть моих снимков нерезкие? Множество факторов влияют на резкость снимка. Среди них качество объектива, глубина резкости, а также то, насколько неподвижно вы удерживали камеру в момент съёмки. Впрочем, точность фокусировки крайне важна, и ваша камера имеет ряд инструментов для её достижения. Специальный сенсор автофокуса внутри камеры оценивает контраст изображения и объектив продолжает фокусироваться до тех пор, пока изображение не будет резким. Однако бывают случаи, когда эта система ошибается.
• Почему это происходит?
Ваша камера не может знать, какая часть изображения должна быть резкой. На самом деле в автоматическом режиме она постарается сфокусироваться на ближайшем к вам объекте. Даже профессиональные зеркальные камеры с более чем 50 точками фокусировки, расположенными по всей площади кадра, способны ошибаться при фокусировке в автоматическом режиме.Чтобы избежать этого, вы можете выбрать центральную точку фокусировки или любую другую, которая соответствует нужной вам части сцены.
• Я так и сделал, но объектив не может навестись на резкость.
Автофокус зачастую неспособен сфокусироваться на низкоконтрастном объекте, таком как белая стена или песчаный пляж AF-сенсор анализирует контраст сцены и таким образом определяет резкость, заставляя объектив проходить весь диапазон фокусировки до тех пор, пока сенсор не зафиксирует контрастную область. В сценах с низким контрастом сенсору не за что «зацепиться», в результате чего объектив будет «рыскать», не находя фокуса. Убрав палец с кнопки спуска и прижав её снова, вы можете сбросить систему и таким образом решить эту проблему. Но зачастую проще сфокусироваться на более контрастной области сцены, которая находится на том же расстоянии от вас, что и нужный объект.
• В помещении моя камера также фокусируется с трудом. Причина в том же?
Да, недостаточное освещение ведёт к низкому контрасту. Именно поэтому каждая камера оснащена лампочкой подсветки автофокуса или производит серию вспышек перед тем, как сделать кадр. Это нужно для того, чтобы автофокус сумел навестись на резкость. В этой ситуации также помогает, если у вас светосильный объектив, так как через него на AF-сенсор попадает больше света. При этом не важно, какую диафрагму вы установили, так как камера закрывает диафрагму до выбранного значения только в момент съёмки. Изображение, которое вы видите в видоискатель - это всегда изображение на максимальной диафрагме.
• Так почему тогда снимки широкоугольным объективом на f/5,6 выглядят более резкими, чем длиннофокусным на f/4?
Это, скорее всего, связано с глубиной резкости, которую обеспечивает «широкоугольник». Глубина резкости зависит от использованной диафрагмы, расстояния до объекта съёмки и фокусного расстояния объектива. Проще говоря, снимая «широкоугольником» отдалённый объект на закрытой диафрагме, вы получите кадр, в котором абсолютно всё будет в фокусе. И наоборот, снимая телеобъективом на открытой диафрагме объект, находящийся недалеко от вас, вы получите снимок с крайне малой глубиной резкости. В этом случае вы должны будете очень тщательно навестись на резкость, чтобы убедиться, что именно нужная вам часть сцены в фокусе.