Настройка баланса белого в цифровой фотографии
Фотографы, использующие в своей работе цифровые фотокамеры, нередко сталкиваются с проблемой неверного воспроизведения цветов на фотографии. В реальной жизни цвета естественны, иными словами, белое - это белое, серое - это серое, а черное - это черное. На фотографии, в отличие от того, что человеческий глаз видит в реальности, в разных условиях освещения может возникнуть желтый, синий или зеленый оттенок. Это связано с тем, что глаза адаптируются к любому виду освещения и воспринимают цвета такими, как они есть на самом деле, игнорируя разную температуру источников света (ламп накаливания, люминесцентных ламп, вспышки, солнца и т.д. - таблица представлена ниже). Камера на такое не способна.
Настройка баланса белого поможет успешно бороться с паразитным оттенком на фотографии. Этот параметр предусмотрен в любой камере, а в профессиональных фотоаппаратах его можно устанавливать вручную. По умолчанию камера использует автоматические настройки, то есть сама определяет набор параметров, необходимых для правильного воспроизведения цветов. Эти настройки не всегда бывают точными, поэтому в каждом фотоаппарате предусмотрено несколько полуавтоматических предустановок, которые можно использовать в зависимости от разных условий освещения. Чаще всего, эти предустановки включают баланс белого при съемке на солнце, в тени, при лампах накаливания, люминесцентных лампах (лампах дневного света) и вспышке, а также при облачной/пасмурной погоде.
Однако точнее всего настройка баланса белого осуществляется вручную. Для ручной установки нужен белый лист или специальная серая карта (последняя - лучший вариант, потому что белая бумага может иметь разные «оттенки» у разных производителей). Для этого нужно перевести камеру в специальный режим и навести ее на объект нейтрального цвета - это может быть обычный белый лист бумаги. Камера сделает выводы об условиях освещения, и цвета на фотографии будут естественными. Такой способ неудобен тем, что при малейших изменениях в условиях освещения, баланс белого нужно настраивать заново.
В большинстве профессиональных камер также есть настройка баланса белого по цветовой температуре источника света (измеряется в кельвинах, например, 5200К, 4900К и т.д.). Этот способ удобен для студийного освещения, температура которого одинакова.
Корректировать неверные установки баланса белого можно уже после съемки, в RAW-конвертере, если съемка производилась в формате RAW. Чтобы скорректировать цвет изображения, нужно просто отрегулировать ползунки Temperature (Температура) и Tint (Оттенок). Однако гораздо лучше, если настройка баланса белого осуществляется еще при съемке, поскольку при коррекции изображений в конвертерах и графических редакторах можно потерять важные детали в светах изображения.