Как фотографировать пейзаж. Продолжение

Это и есть главный секрет и самая главная сложность. В отличие от студийной съемки, когда фотограф может легко передвигать объекты и источники света, при съемке пейзажа фотограф не в силах что-либо изменить - невозможно сделать, к примеру, солнце ниже, небо темнее, а листья желтее. Приходится ждать, когда эти условия возникнут сами и уже тогда ловить момент. Причем, часто приходится ехать довольно далеко - не все "имеют домик в деревне", чтобы в любой момент можно было отправиться на природу с фотоаппаратом. Давайте разберемся, в какое время года, в какое время суток и в погоду лучше отправляться на съемки.
Сразу хочу предупредить, что все написанное ниже - это лишь мой личный взгляд на пейзажную фотосъемку. Возможно, вы со мной не согласитесь. В качестве примеров приведены мои фото и фото других авторов, которые я считаю удачными. Создавая эту статью, я лишь пытался выяснить - что делает пейзажную фотоработу красивой и запоминающейся. С самого начала назову "трех китов", на которых стоит выразительность пейзажа.
1. Свет и тень. Чем ниже расположен источник света (солнце, луна) от линии горизонта, тем красивее получается игра света и тени.
2. Непрозрачность атмосферы. Чем плотнее дымка, туман, тем лучше передается объем. Чем дальше видимость, тем больше вероятность получения "плоской" картинки.
3. Композиция. Расположение объектов в кадре должно быть четко выверено и привязано к золотому сечению. По возможности в кадр нужно брать как можно меньше "второстепенных" объектов, они часто не дополняют композицию, а только портят ее (например, сухие ветки влезающие в кадр).
Если в фотоработе присутствует все перечисленное выше, она будет если не шедевром, то весьма запоминающейся.
Если присутствуют любые 2 пункта из трех - вполне вероятно, работа будет неплохая, но бури эмоций она не вызовет.
Если присутствует только 1 пункт из трех - самое обыкновенное изображение. Таких сотни тысяч на любом фотосайте.
Хочу заранее предупредить, что примеры фотографий, приведенные в статье я отбирал на основе своих вкусов и предпочтений. Вполне возможно, у вас сложится совершенно другое мнение.
Зима
В зимних пейзажах преобладают четыре цвета - белый (снег), черный (тени, стволы деревьев), синий (небо), желто-оранжевый (солнечный свет во время закатов-рассветов). Эта цветовая гамма весьма гармонична, что делает зиму благоприятным временем для пейзажной фотосъемки. Интерес для фотографа-пейзажиста представляет в первую очередь зимний лес после обильного снегопада. Самые красивые и выразительные фото получаются в солнечный день, а еще лучше - вечером, когда солнце низко над горизонтом и освещает снег золотистым светом. Если на ветках снега нет, от этого фото проигрывает, но благодаря игре света все же можно чего-то добиться. Оправляясь на съемки зимой в солнечный день не забудьте захватить поляризационный фильтр - он придаст небу больше выразительности. В морозную погоду над незамерзшими водоемами поднимается пар. На рассете и закате, когда солнце светит сквозь его пелену можно получить очень красивые фотографии.
Отдельного упоминания достойны моменты когда погода портится - сквозь тяжелые снеговые тучи пробиваются лучи солнца. В этот момент наблюдается интересная игра света на заснеженных пространствах. Как правило этот момент быстротечен и надо постараться его не упустить. Как мы видим, солнце вносит в зимние пейзажи игру света, что очень их оживляет. Если же солнца нет, фото получаются эмоционально более сдержанные. Иногда их называют "настроенческими". Но чтобы передать это "настроение" нужно очень постараться. Главным образом из-за того, что у нас уменьшилось количество доступных изобразительных средств - нет игры света и тени. Весь упор теперь нужно делать на "непрозрачность среды" и композицию. В зимой пасмуную погоду хорошей видимости съемка пейзажа - неблагодарное занятие. Хороших результатов добиться практически невозможно - все монотонно хмурое и пасмурное и фотографии получаются соответствующие.
Ранняя весна, поздняя осень
Под этими понятиями будем подразумевать период времени, когда снега уже (еще) почти нет, деревья стоят голые. Трава пожухла или еще не успела пробиться. В лесу вообще тоска! Вобщем, царство серости. Самое неблагоприятное время для пейзажной фотосъемки - снимать просто нечего. Краски бедны. Преобладающие цвета - серый (земля), голубой (небо, вода), белый (облака, снег). Чтобы избавится от "серости", отправимся на водоемы.
Лето
Вот и наступило счастье фотографа! Свежая зелень, цветы, солнце, вода... Глаза разбегаются! Но опять вспоминаем "правило трех": композиция, непрозрачность, светотень. По времени суток (в сочетании с погодными условиями) я бы расставил приоритет следующим образом (от лучшего к худшему):
1. Утро (туман, рассвет)
2. День (перемена погоды, тучи, радуги)
3. Ночь (туман, луна)
4. Вечер (низкое солнце, закат)
5. День (легкие облака)
6. День (пасмурная погода)
Композицию при определенном опыте можно сформировать практически из любых объектов, где бы ты находился - будь то лес, поле, река, горы, и т.д. Для "формирования шедевра" осталось только поймать игру света и добавить к ней небольшой туман.
День, перемена погоды
При перемене погоды с небом могут твориться просто невообразимые вещи. Часто мы видим сочетание несочетаемого - на переднем плане яркий, освещенный солнцем луг или пляж, а на заднем - совершенно черная туча, обещающая в скором времени обернуться всеобъемлющим и всепоглощающим "армагеддоном". Как правило, этому "армагеддону" предшествует небывалое затишье - вода как зеркало, трава не шелохнется. А потом поднимается ветер и начинается представление. После того, как гроза пройдет и выйдет солнце, уходящие тучи могут очень красиво освещаться, а также может появиться радуга.
Ночь, туман, луна, фонари
Главная особенность вечрней и ночной фотосъемки - недостаточное освещение, вынуждающее снимать с длинными выдержками. Штатив является приспособлением для ночной фотосъемки. Чувствительность матрицы нужно установить минимально возможную (ISO 50...100), иначе шум матрицы может серьезно испортить картинку. Вообще, пейзажная ночная съемка - задача не из легких. Лучший период для ночной съемки - начало лета, когда ночи светлые, так как в полной темноте снимать пейзаж бесполезно. Если при дневной съемке мы имеем прямолинейное однонаправленное освещение (солнечный свет), то при ночной съемке часто приходится иметь дело с точечными источниками - фонарями - не забываем, что пейзаж может быть и городским! Более того, ночью в городе можно намного больше интересного, чем на природе.
Вечер, закат
Закаты фотографируют особенно часто из-за того, что его проще всего застать - утром рано вставать не хочется, днем дела, а вечером сам бог велел прогуляться, захватив с собой фотоаппарат. Особенно если хорошая погода. Но в этом и вся беда - закаты фотографирует все и вся, фотосайты завалены сине-оранжево-красными фотографиями, ими никого не удивишь. Поэтому я посоветую при вечерней пейзажной съемке не зацикливаться на закате, а посмотреть в другую сторону. Как правило, низко стоящее над горизонтом солнце дает очень мягкий и красивый оранжевый свет. От деревьев по земле идут длинные тени, все окрашивается в теплые тона. В качестве примера приведу вечернюю съемку в лесу на берегу озера.
День
Солнечный день с однородным небом (без облаков, или наоборот, затянутым облаками) - худшее время для пейзажной съемки. Из "правила трех" у нас в распоряжении только один инструмент - композиция. Ни о красивом свете, ни о тумане не может быть и речи. В одном случае освещение яркое с резкими тенями, в другом - до скукоты равномерное, без теней. Интересные снимки сделать можно, но назвать их шедеврами нельзя. Такие фотографии похожи на открытки - яркие, но без настроения. Облака способны неплохо украсить картинку. В пасмурную погоду неплохо смотрится водная гладь, при условии что на ней нет волнения. Предпочтительна композиция c верхним горизонтом, при которой большее внимание уделяется переднему плану, нежели заднему.
Осень
Раннюю осень без преувеличения можно назвать самым красивым временем года, особенно период с конца сентября до середины октября, когда листва на одних деревьях еще по-летнему зеленая, на других золотая, на третьих ярко-красная. Оказавшись с фотоаппаратом в лесу в ясную погоду можно легко заполнить карту памяти под завязку за очень непродолжительное время.
Причина притягательности фото осенней природы - гармоничная цветовая гамма. Преобладающими цветом является желтый, который гармонирует практически со всеми темными цветами - синим, зеленым, серым, черным. Таким образом, освещенная солнцем желтая листва красиво смотрится и на фоне чистого синего неба, так и на фоне серых туч. В солнечный день с ясным небом особенно красивые фото получаются при использовании поляризационного фильтра.
Вместо заключения
Хочу еще раз напомнить, что приведенный выше материал не руководство к действию, а, скорее, пища для размышлений. Восприятие фотоснимка - вещь сугубо субъективная и оно не подлежит описанию какими-то формулами. Да я и не ставил перед собой такой цели. Я привел лишь наиболее типичные примеры совокупности условий, при которых возможно получение красивых фотографий.