PostHeaderIcon Как правильно фотографировать пейзаж


    Как правильно фотографировать пейзажМногие фотолюбители считают пейзаж самым простым жанром фотографии. В чем-то они правы. Во-первых - этот жанр самый доступный. В отличие от постановочной студийной съемки, при которой нужно, как минимум, платить за аренду фотостудии, природа от вас никуда не денется. Если снимок не удался, то можно еще раз съездить в это же место, но, например, в другое время суток или в другую погоду. Во-вторых - пейзаж не очень требователен к тому, каким фотоаппаратом пользуешься. То есть можно снять шедевр на Canon A60. В то время как, скажем, снимать портреты или репортажи этим аппаратом - неблагодарное занятие. Но с другой стороны - взгляните в раздел "пейзаж" того же Фотосайта.


    Какие-то работы вас оставляют совершенно равнодушными (слишком банальный сюжет, технически безграмотное исполнение, композиционные ошибки), причем как ни печально, таких фоток там большинство. Но есть такие работы, которые вызывают восторг, на них хочется смотреть, их хочется сохранить на жесткий диск своего компьютера, их хочется распечатать крупным форматом и повесить в рамке на стену. Таких работ, опять же к сожалению, очень немного, но они есть! Вывод - если процент этих удачных работ столь невелик, то значит пейзаж не такой уж и простой жанр! В этой статье я постараюсь изложить свое мнение о том, что делает фотографию удачной. Ваше право согласиться со мной или нет, но думаю, что эта информация будет кому-то полезна (особенно фотографам-новичкам).

    Чем снимать?
    Прежде всего, хочу сказать - снимает не фотоаппарат, снимает фотограф. Сильно заблуждается тот, кто считает, что купив профессиональную технику, он будет "штамповать" шедевры один за другим. Я, например, начинал с фотоаппарата Olympus C860L. Это была 1.3-мегапиксельная мыльница, качество картинки у которой было не не лучше, чем у фотокамер современных мобильных телефонов. Но тем не менее, несмотря на скудные технические возможности камеры, иногда получались очень неплохие снимки.
    Разумеется, самый дешевый аппарат лучше не покупать. Если вы решили покупать цифровик, то рекомендуемый минимум цены - 400 долларов.
    • Разрешение матрицы - не менее 6 мегапикселей. 6 мегапикселей дают картинку 3000*2000 (примерно), что пригодно для распечатки форматом до А3. Но не стоит увлекаться "гонкой за мегапикселями". Для аппарата, стоимостью 400 долларов разрешение в 10-15 мегапикселей должно вызвать подозрение. Оптимальным за эту цену будет разрешение 7-8mpix.
    • Зум - вполне достаточно 3-4х. Главное, чтобы минимальное эквивалентное фокусное расстояние было не более 35 мм (а еще лучше - 28мм) На качество картинки косвенно влияет размер (диаметр) объектива. Чем он больше, тем четче картинка. Не стоит брать аппарат с тонким "хоботком".
    • Крайне желательно, чтобы аппарат мог снимать в формате RAW. Для чего - рассмотрим чуть позже.
    • Важный параметр - автономность аппарата. Обратите внимание, сколько снимков он способен сделать на одной зарядке аккумулятора. Вполне возможно, что придется покупать дополнительные источники питания (особенно для компактных аппаратов).
    • Обязательным является наличие "творческих" режимов съемки, а не только предустановок "портрет","пейзаж", "макро" и т.п. Необъодим режим программируемой экспозиции (автомат, но можно вручную вводить поправку экспозиции, баланса белого), режим приоритета диафрагмы, полностью ручной режим. Режим приоритета выдержки в пейзажной съемке практически не востребован.

    Это минимальные требования. Если же вы готовы потратить больше денег и решаете проблему выбора между зеркалкой и продвинутым компактным аппаратом то сначала рекомендую почитать статью Выбор первого фотоаппарата. Доступным языком, без цифр.. В принципе, для пейзажной съемки годится и то и другое, но у зеркалки больший потенциал для дальнейшего роста.
    Если вы однозначно решили покупать зеркалку, то не стоит переплачивать за body и брать полупрофессиональный аппарат вместо любительского. За одни и те же деньги можно купить китовый Canon 50D или Canon EOS 1000D с неплохим объективом, а то и не с одним. Второй вариант будет давать ощутимо лучший конечный результат, чем первый. А скорость серийной съемки, время включения, возможности тонкой настройки ББ, возможности по работе со вспышками для съемки природы совершенно не критичны.
    Итак, с техникой  будем считать, что разобрались. Теперь нужно разобраться с тем, что нам нужно знать и уметь, чтобы правильно использовать нашу фототехнику.

    Композиция снимка
    Если говорить коротко, то композиция определяет расположение объектов в кадре и распределение планов. Композиция позволяет акцентировать внимание на том или ином объекте, передавать внутреннюю динамику фотоработы. Основное композиционное правило в фотографии вообще - это так называемое "правило золотого сечения". Поле кадра делится на 9 областей следующим образом.
        
    Линии "золотого сечения"
    Горизонтальные линии определяют "каноническое" расположение линии горизонта. Оно может быть "верхнее" и "нижнее". На пересечениях горизонтальных линий с вертикальными принято располагать ключевые объекты кадра. Еще один важный момент - это наличие хоть какого-то разделения планов. Наличие объектов одновременно на переднем и заднем плане дает картинке зрительный объем. Если присутствует только задний план, картинка выглядит плоской. Однако бывают ситуации, когда приходится отходить от правила золотого сечения. Редко, но бывают.

    Тональное решение
    Второй очень важной особенностью фотографии является ее тональное (цветовое) решение. Поскольку цвет действует на психику, тональное решение является одной из главных составляющих настроения снимка. Тональное решение может быть нескольких типов.
    1. Снимок в светлых тонах
    Способствует передаче легкости, спокойствия, умиротворения. Использованы неброские, но приятные тона. Важно, чтобы сюжет был подходящим для такого тонального решения. В данном случае это тихий весенний день. Очень важным техническим моментом является то, чтобы при съемке (или обработке) не "провалить" в белизну светлые области (не допустить потерю информации о плутонах).
    2. Снимок в темных тонах
    Это главным образом ночные снимки. Справедливости ради стоит отметить, что природу ночью снимать - пустая затея. Передний план у нас будет совершенно черный, а на заднем плане будет достаточно темное небо. На ночные съемки нужно идти в город с его фонарями и светящимися окнами. Очень удачно ночные снимки смотрятся в холодных синих тонах (что достигается при обработке). В данном случае сыграно на контрасте тревожного настроения связанного с общей холодной тональностью и теплого света в окнах, вносящего несущего умиротворение. Вообще, желтый на синем почти всегда смотрится хорошо (но не наоборот!).
    3. Высокий контраст
    Это тот случай, когда на снимке одновременно присутствуют и темные и светлые тона, причем начиная от абсолютно черного, заканчивая абсолютно белым. Такое агрессивное тональное решение действует на психику возбуждающе. Основная проблема при реализации этого тонального решения - передача полутонов. Динамического диапазона камеры часто не хватает для правильной передачи и светов и теней (приведенный пример - не исключение), поэтому значительную часть поля снимка могут занимать черные или белые области (потеря информации). Но если все же удастся свести эти потери к минимуму, иногда удается получить довольно эффектные снимки.

    Перспектива
    Когда мы стоим на железнодорожном полотне и смотрим вдаль, то видим, что параллельные рельсы сходятся на горизонте в одну точку. Это и есть перспектива. В отношении к фотографии это понятие можно сформулировать так: перспектива - это отношение угловых размеров одинаковых объектов, удаленных от нас на разные расстояния. Передача перспективы зависит от фокусного расстояния объектива.
     
    Освещение
    Оригинальное определение фотографии - "светопись". Красивый свет превращает просто изображение объекта в произведение искусства. Как ни странно, о роли освещения часто незаслуженно забывают. И совершенно напрасно. В пейзажной съемке у нас только один источник света - солнце, и нам нужно подстраиваться именно под него. Рассмотрим характерные особенности освещения в разное время суток.

    1. УТРО
    Справедливо считается, что самые лучшие условия освещенности бывают ранним утром сразу после восхода солнца. Солнце не очень ярко светит через пелену утреннего тумана и дает очень нежный и теплый свет. Сам туман, являясь рассеивателем света, предоставляет нам большие возможности по использованию тональной перспективы. Туман творит чудеса! Обратите внимание, как прекрасно он позволяет передает объем, глубину снимка. А контровой свет, порождающий расходящиеся лучи придает снимку особый шик. А теперь представьте, как будет выглядеть снимок, сделанный в этом же месте, но ярким солнечным днем? Совершенно верно - ничего особенного! Обычные деревья, обычная трава. Тысячи раз такое видели! А при утреннем освещении и тумане можно делать очень интересные снимки практически в любом месте! А что делать, если солнце низко а тумана нет (например вечером)? Используйте контровой свет. Очень удачно контровой свет можно использовать, когда на переднем плане есть что-то, что будет подсвечено сзади (при общей темной тональности снимка). Например листья или цветы. Однако при использовании контрового света мы встречаемся с двумя препятствиями.

    С контровым светом разобрались, а теперь посмотрим несколько примеров того, что хорошего можно увидеть в утренние часы. Это, несомненно, небо. Очень часто летним утром в хорошую погоду на небе бывают очень красивые перистые облака, подсвеченные солнцем. Но для их съемки нужно: 1. широкоугольный объектив, 2. очень желателен поляризационный фильтр, который увеличивает контраст неба.

    2. ДЕНЬ
    Солнечный день - это на самом деле худшее время для художественной пейзажной фотосъемки. Единственное, что может сделать "дневной" пейзаж интересным - это прежде всего красивое место в совокупности с выверенной композицией. Если утренние фотоснимки больше похожи на картины, то дневные - это "открытки". Да, на них приятно смотреть, но вряд ли они нас "зацепят за живое".
     
    Пасмурный день - тоже не лучший вариант, поскольку свет неинтересный. Нужно очень постараться, чтобы заснять что-то действительно стоящее. Фотографии в большинстве получаются без настроения - те же открытки, но "мрачные". Очень важную роль в художественной ценности снимка при дневных съемках играет небо. Весьма непросто снять нормальный пейзаж, если небо совершенно чистое или затянуто монотонной пеленой облаков. Гораздо более интересно смотрятся фотографии, в композиции которых какую-то роль играют облака (перистые или кучевые).
     
    Как уже говорилось, для придания небу большей выразительности применяется поляризационный фильтр. Перистые облака интересны тем, что они как правило идут с каким-то интервалом, что можно выгодно использовать как основу для реализации ритма, динамики снимка. Нельзя не упомянуть и то, что много интересного можно увидеть при неустойчивой погоде, когда могут одновременно присутствуют темные грозовые тучи и при этом светит солнце. А если повезет, то можно увидеть совершенно жуткие, но очень красивые явления такие как, например, атмосферные фронты. Заметив, что с погодой творится неладное - не спешите прятаться! Вполне возможно, что "армагеддон" будет очень красивый! :) Кстати, явление это очень быстротечно - не более 1-2 минут. Поэтому постарайтесь заблаговременно занять удачную точку съемки (причем такую, чтобы было где спрятаться от дождя :)

    3. ВЕЧЕР, ЗАКАТ
    Основное, что чаще всего снимают вечером - это закаты. Их снимают абсолютно все и по многу раз! Но почему-то большинство закатных снимков, присылаемых на фотосайты, получают весьма среднюю оценку.). И немудрено! Закатов зрители уже видели столько, что их трудно чем-то удивить. Итак, чтобы качественно (с художественной точки зрения) снять закат нужно тщательно обдумать идею снимка. Снимки типа "навел и щелкнул" обречены на неудачу из-за избитой идеи. Итак, основные составляющие успеха:
    • Цвета и формы. Имейте в виду, что очень интересные цветовые сочетания закаты имеют во время перемены погоды. Порой на горизонте возникают облака причудливой формы. Цвет неба как правило очень красивый и необычный.
    • Динамика. Во что бы то ни стало избегайте статичных сюжетов. Помните, сама идея до ужаса избитая, поэтому ищите то, что способно придать снимку "изюминку". Поскольку освещение вечером очень скудное, земля как правило получается очень темной. Поэтому чаще всего закаты снимают над водой. 

    Но давайте не будем зацикливаться на закатах, а повернем наш взгляд в другую сторону и я уверен, что там можно увидеть что-то вполне достойное. Но для таких съемок уже нужен штатив. Снимки, выполненные ближе к ночи отличаются особым и порой очень ярко выраженным настроением, которое обусловлено преобладанием холодных тонов. Для оригинальности рекомендую поместить в кадр небольшие объекты, каким либо образом контрастирующие с общей тональностью.

    4. НОЧЬ
    Ночная съемка - одно из самых трудных в смысле техничности. Как уже говорилось, ночью природу снимать бесполезно. Поскольку естественных источников света нет (луна не в счет - слишком слаба). Поэтому на ночные съемки нужно идти туда, где есть искусственный свет. Обязательным является наличие штатива. Общие рекомендации таковы:
    • Выгоднее смотрятся лаконичные снимки
    • Не злоупотребляйте длинными выдержками. Это все-таки ночь и фотография должна быть в темной тональности.
    • Если хотите сделать тонировку в Фотошопе, для прорисовки общего плана используйте холодные тона, для светлых ключевых объектов - ближе к теплым.
    • Некоторые снимки в ч/б выглядят интереснее чем в цвете. Имейте это в виду.
     
    Несколько технических моментов
    RAW - это ни что иное, как информация, снятая непосредственно с матрицы фотоаппарата и без обработки записанная на флешку. У цифрозеркалок как правило используется 36-битный цвет (12 бит на канал), у компактов - 8-10 бит на канал. В то же время, в формате JPEG (и у зеркалок и у компактов) используется глубина цвета 8 бит/канал. То есть, при обработке информации процессором аппарата мы неминуемо теряем информацию. Какую? Это уже другой вопрос.

    Итак...
    Я пока не закончил! Все то, что было здесь сказано - это не более, чем мое субъективное мнение. Уверен, что через какое-то время мне захочется многое поменять. Но пока это мой сегодняшний взгляд на пейзаж как жанр художественной фотографии - такой простой на первый взгляд и такой сложный, если копнуть глубже! :) Если возникли какие-то вопросы или предложения - отсылайте их на электронную почту, буду рад ответить.

     
    Фотостудия FLAT57
    
    Фото снят...
    Контакты

    тел. 89617845636
    email: flat57studio@gmail.com
    ВК: https://vk.com/flat57
    ВК: https://vk.com/flat57studio
    отзывы: http://wedmen.ru/olga-galitsyina/
    Голосования
    Какую фотосъемку вы бы хотели?
     

    Рейтинг@Mail.ru