PostHeaderIcon Зеркалка для съемки пейзажа


    Зеркалка для съемки пейзажаНу что, уважаемые читатели, продолжим путешествие в увлекательный мир цифровой фотографии! В этой и следующих статьях я расскажу о том, как не ошибиться с выбором фотоаппарата, покупая его под какие-то конкретные задачи. Сегодня речь пойдет о выборе комплекта "зеркалка+объектив" для пейзажной съемки. Сразу оговорюсь, что приведенная ниже информация актуальна на начало 2011 года. В качестве комплектов рассматриваются "киты", то есть, готовые наборы - фотоаппарат+объектив. Если когда-то зеркалки комплектовались лишь дешевыми китовыми объективами начального уровня (которые, собственно и "подмачивали" статус зеркалок), то сейчас ситуация изменилась - в продаже встречаются зеркалки с весьма серьезной оптикой, идущей в комплекте. Это очень удобно, так как позволяет одним выстрелом двух зайцев - купить фотоаппарат сразу с хорошим объективом, потратив при этом на покупку минимум времени.


    Разумеется, кто-то скажет - "все равно, лучше покупать по-отдельности - так и возможностей выбора больше, и итоговый результат будет лучше". Они в чем-то правы. Но сколько времени может занять такой выбор? Ведь далеко не всегда нужная "железка" или "стекляшка" есть в свободной продаже - нужно где-то искать, с кем-то договариваться. Заниматься подобным могут только опытные фотолюбители, которые четко представляют, что хотят, и уверены на 100%, что купив это, они получат то что хотят. Для этого нужно иметь большой опыт работы с разной фототехникой и оптикой. Но, согласитесь, откуда такому опыту взяться у фотолюбителя, желающему перейти с мыльницы на зеркалку, либо поменять старенький китовый Canon EOS 300D на что-то более современное (и при этом не прогадать). В этом случае есть 2 варианта решения проблемы выбора:
    1. Читать форумы, разглядывать примеры фотографий на специализированных сайтах. Плюс такого подхода всего чаще всего только один - вы потешите свое самолюбие - поглаживая корпус новенького фотоаппарата, будете с гордостью думать - это я сам выбрал и не ошибся, я крут! Минусов существенно больше. Во-первых, вы потратите уйму времени. Во-вторых, сколько людей столько и мнений. Каждый хвалит свое (и при удобной возможности не прочь втоптать в грязь чужое). В итоге, цивилизованное общение зачастую превращается в разборки между теми, кто считает себя профессионалами. Тема форума разрастается на несколько десятков страниц и практический смысл ее стремится к нулю, поэтому, читая подобные дискуссии и участвуя в них, вы рискуете запутаться еще сильнее.
    2. Купить готовое решение (кит) с приемлемыми характеристиками и при условии, что цена фотоаппарата и цена объектива примерно равны (или отличаются не более чем на 15-20%). Именно об этом принципе выбора и пойдет речь ниже. Сторонников выбора по принципу, описанному в п.1. прошу дальше не читать.

    Итак, прежде чем что-то советовать, давайте определимся, каким должен быть типичный "пейзажный" фотоаппарат. Какие качества фотоаппарата требуются для качественной пейзажной съемки
    1. Разрешение матрицы. 10 мегапикселей - это разумный минимум для любительской съемки (если не печатать фото крупнее 30*45). У большинства современных аппаратов разрешение колеблется в пределах 12-15 мегапикселей. У самых новых аппаратов разрешение еще больше, при том что уровень шумов и динамический диапазон весьма неплохие.
    2. Четкость и цветопередача объектива. Чем дороже объектив, тем лучше картинка.
    3. Диапазон фокусных расстояний объектива должен быть смещен в "широкоугольную" сторону. Как правило, эквивалентное фокусное расстояние "пейзажных" объективов начинается с 28 мм, но лучше, если он будет начинаться с 24 мм или менее. Максимальное фокусное расстояние для пейзажной съемки редко бывает более 100 мм.
    4. Бликоустойчивость оптики. Актуально при съемке против солнца. Далеко не все объективы хорошо "держат" контровой свет.
    5. Динамический диапазон (возможность одновременно прорабатывать и света и тени, при этом не "сваливаясь" ни в полную белизну ни в полную черноту). Эта характеристика особенно важна при съемке очень контрастных сюжетов (например, солненый день в лесу) или съемке против солнца.
    6. Возможность использования светофильтров. Наиболее часто при пейзажной съемке используются поляризационные и градиентные фильтры. Поляризатор позволяет получить более насыщенные цвета, градиентный фильтр позволяет "притенить" часть кадра, если она слишком яркая.
    7. Съемка в RAW. Снимки в формате RAW сохраняются без потери качества, в следствие чего у вас будет больше возможностей по обработке снимков, в частности, исправления ошибок экспозиции и баланса белого. В RAW возможно восстановление не только недосвеченных областей, но и пересвеченных (в разумных пределах).

    Какие качества фотоаппарата для пейзажа не обязательны?
    1. Светосила объектива. Пейзажная съемка всегда делается с прикрытой диафрагмой, поэтому покупка сверхсветосильной оптики для пейзажа (только ради светосилы) - пустая трата денег. При плохой освещенности (раннее утро, вечер, ночь) предпочтительнее использовать штатив, чем открывать диафрагму (снижая тем самым четкость и глубину резкости).
    2. Полнокадровая матрица. Матрица формата Full Frame лучшим образом проявляет себя при съемке на высоких ISO и обладает лучшим динамическим диапазоном. Однако, учитывая то, что пейзажи снимаются при на минимальной чувствительности ISO, положительные качества "полного кадра" в пейзажной съемке проявляются намного в меньшей степени, чем, скажем при съемке портрета. Но, в любом случае, если есть средства купить полнокадровую DSLR - отговаривать не буду. Но имейте в виду, что и объектив нужен хороший (дорогой), чтобы использоовать возможности аппарата "на полную катушку".
    3. Скорость серийной съемки. Тут, я думаю, все понятно. Пейзажная съемка - весьма неторопливое занятие, так что высокая скорость серийной съемки нужна меньше всего :) Исключением из правила является фотоохота, но она к пейзажу имеет очень небольшое отношение.
    4. Большой зум. Как уже было сказано, достаточный диапазон фокусных расстояний для пейзажной съемки - от 28 до 100 миллиметров. Покупать объектив (для зеркалки) с большим зумом смысла не имеет, от этого будет прежде всего страдать качество изображения (объективы с большой кратностью зума имеют свойство "мылить" картинку по краям). Если есть желание снимать что-то крупным планом, лучше докупите отдельно телеобъектив.

    Итак, перейдем к конкретике. Давайте договоримся здесь и далее делить аппараты на разные ценовые ниши. Начнем с ниши подороже.

    Ценовая категория $2000+
    За эти деньги можно размахнуться на полный кадр. Имея возможность потратить 2000 долларов на фотоаппарат с объективом, можно рассмотреть 2 варианта - приобрести новую технику, или б/у. Из нового можно посмотреть на следующие камеры (здесь и далее рассматриваются только готовые комплекты, или "киты" - для большинства фотолюбителей гораздо удобнее купить все сразу - и аппарат и объектив. А профессионалы сами прекрасно знают чего хотят и подобные статьи не читают :)
    • Nikon D7000 с объективом 18-105 мм F/3.5-5.6G ED VR Стоимость 51000 рублей. 16 мегапикселей. К достоинствам этого аппарата (имеющим отношение именно к фотосъемке) причисляют малошумную матрицу, хорошую систему автофокусировки. Китовый объектив четкий, хотя светосила у него не очень хорошая (для пейзажа это некритично)
    • CANON EOS 60D с объективом CANON EF 17-40 L USM Стоимость 66000 рублей. Достоинства данного комплекта - профессиональный объектив (половина стоимости комплекта!) и матрица 19 мегапикселей - детализация картинки будет очень хорошей, поворотный экран (удобно снимать с уровня земли/воды, с уровня пояса, подняв аппарат высоко над головой).
     
    По сути дела, за такую цену можно брать любой аппарат, но главоне, чтобы объектив был широкоугольным (ЭФР на коротком конце не более 28 мм) и с умеренным зумом. Объективы типа 18-200 мм покупать не стоит. Если есть желание приобрести технику б/у, вполне можно расчитывать на полнокадровую зеркалку, например, Canon EOS 5D. Такой аппарат в приличном состоянии можно купить за 40-45 тыс. рублей (без объектива). За 15-20 тысяч рублей можно к нему приобрести новый объектив Canon EF 28-135 IS USM, либо добавить до б/у Canon 24-105/4.0L (можно найти за 30000 рублей). Комплект Canon EOS 5D+Canon 24-105/4.0L - очень серьезный инструмент в умелых руках!
     
    Ценовая категория $1500+
    Главная ошибка, которая может вас подстерегать при выборе фотоаппарата за $1500 - покупка несбалансированной системы. За эти деньги продаются полупрофессиональные аппараты последних моделей (те же что и в категории $2000+), но объективы, идущие с ними в комплекте (китовые объективы), самые дешевые. Дешевый объектив просто не в состоянии дать такую четкость формируемого изображения, чтобы реализовать возможности камеры на 100%. Сбалансированной можно назвать систему, в которой стоимость боди (самого аппарата) и стоимость объектива примерно совпадают (плюс-минус 20%). Поэтому разумнее не гнаться за самыми последними моделями, а взять аппарат "предыдущей" серии, или даже классом ниже но позаботиться о том, чтобы объектив был не самым дешевым, поскольку роль объектива в формировании изображения первична.
     
    - Nikon D90 с объективом 18-105 мм F/3.5-5.6G ED VR. 12 мегапикселей. Стоимость комплекта - 38000 рублей.
    Другой вариант - чуть подороже, но с большим разрешением матрицы (сомнительное преимущество, 12 мегапикселей больше чем хватит) и объектив с ультразвуковым мотором, благодаря которому автофокус работает быстрее, точнее и тише (это серьезный плюс!). 
    - Canon EOS 50D с объективом Canon EFS 17-85 IS USM. 15 мегапикселей. Стоимость комплекта - 49000 рублей.

    Ценовая категория $800+
    В этой категории зеркалки доступны только с недорогими китовыми объективами. Диапазон фокусных расстояний как правило составляет 18-55 миллиметров. В принципе это приемлемо, да и качество изображения, которое дает дешевый штатный объектив можно назвать нормальным для повседневной съемки. Но не ждите, что 12-15 мегапиксельный аппарат будет реализовывать свои возможности на все 100% при любом фокусном расстоянии и при любой диафрагме. Не знаю, как у Никона (не тестировал), но Кеноновский китовый объектив достаточно резок при диафрагме 5.6...8.0. То есть, для съемки пейзажа, вопреки массовым убеждениям, китовый объектив вполне пригоден. Цвета будут, конечно, не такими сочными как с L-оптикой, но вцелом можно добиться вполне пристойного результата, особенно после небольшой обработки в Фотошопе.

    Слабая сторона китового объектива Canon EF-S 18-55мм c точки зрения пейзажной съемки  - плохая бликоустойчивость. Будьте готовы, что при попадании ярких источников света в кадр, вокруг них появятся "зайчики". Насколько это критично для вас - оцените сами, взглянув на примеры фотографий. Из этого следует вывод - при помощи китового объектива можно получать довольно качественные фотографии, однако бывают ситуации, когда этот объектив проявляет себя не с самой лучшей стороны. В любом случае, он стоит своих денег.
        
    В нише зеркалок за $800+ достаточно много предложений от Canon, Nikon, Sony, Pentax, и других. Практически все они имеют сходные характеристики - 12-15 мегапикселей, кроп-фактор 1.6, ISO100-1600, китовый объектив 17...18 - 50...55 мм. Варианты подороже имеют поворотный экран, возможность съемки видео высокого разрешения, возможно, чуть лучшую эргономику. Несмотря на относительную дешевизну, качество картинки, даваемое этими аппаратами в 90% случаев не отличается от того, что дают более дорогие модели. Зеркалка из этой ценовой категории - оптимальный вариант как для начинающих фотографов, так и для фотографов с опытом, не желающих переплачивать. И хотя эти аппараты могут функционально уступать топовым компактам, по качеству картинки они их существенно превосходят. Хочу добавить, что сам уже несколько лет пользуюсь аппаратом Canon EOS 400D (из этой же категории, не продается так как устарел), меня он устраивает на все 100%.

    Micro 4/3 - гибрид мыльницы и зеркалки
    В настоящее время приобретает все большую популярность новый формат цифровых камер - Micro 4/3. Эти компактные по размерам аппараты имеют матрицу от зеркалки, но зеркало в них отсутствует. При этом есть возможность использования сменной оптики. Некий удачный гибрид мыльницы и зеркалки. Размеры как у мыльницы, по качеству картинки аппарат сравним с зеркалкой. К сожалению, вживую ни один из этих аппаратов ни разу не видел, но по моему мнению, это вещь заслуживающая внимания, особенно, если вы мучаетесь в раздумьях - что купить, топовую мыльницу, или бюджетную зеркалку.

    Размер матрицы Micro 4/3 чуть меньше, чем у зеркалок. Кроп-фактор у них не 1.6, а 2. Количество мегапикселей при этом то же самое. Это не очень хорошо влияет на уровень шума и на динамический диапазон, но при ISO100-200 качество фотографий очень приличное. Есть и положительная сторона - чуть увеличенная глубина резкости, что для пейзажа только плюс. Не нужно будет зажимать диафрагму на лишний стоп, в итоге выигрываем один стоп выдержки в свою пользу (чем короче выдержка, тем меньше вероятность смаза картинки).
     
    Отдельного упоминания заслуживает камеры Samsung NX10, Sony Alpha NEX3, NEX5. Они построены по принципу Micro 4/3, однако имеет матрицу формата APS-C кроп-фактором 1.5, так что теоретически качество картинки должно быть как у зеркалки. Стоимость этих аппаратов колеблется в пределах 18-25 тыс. рублей. К сожалению, информации по этому аппарату в еще очень мало, и сложно с уверенностью говорить о нем "вот это вещь!!!" или "не покупайте это!!!" В любом случае, время покажет.
    На этом, я считаю, можно пока закончить.

     
    Фотостудия FLAT57
    
    Фото снят...
    Контакты

    тел. 89617845636
    email: flat57studio@gmail.com
    ВК: https://vk.com/flat57
    ВК: https://vk.com/flat57studio
    отзывы: http://wedmen.ru/olga-galitsyina/
    Голосования
    Какую фотосъемку вы бы хотели?
     

    Рейтинг@Mail.ru