Советы начинающему фотографу. Правила композиции

Композиция, «вписанная» в уравновешенный треугольник, когда все значимые точки компоновки (углы треугольника) уравновешивают друг друга относительно центра кадра, являющегося одновременно приблизительным центром композиции и треугольника. То есть, не должно быть явного стремления к «опрокидыванию» треугольника в ту или другую сторону.
Правило линий (горизонтальных, вертикальных, диагональных)
Очень мощным средством построения композиции в фотографии являются линии. С их помощью можно усилить акцент на смысловом центре, создать глубину, «разбивая» кадр на области – передний, средний и дальний планы. От фокусного расстояния зависит характер линий – широкоугольный объектив отлично справляется с горизонтальными линиями и диагоналями, телеобъектив же предпочтительней использовать при наличии вертикальных линий. Специфика диагональных линий – они хорошо заполняют площадь кадра, «ведут» взгляд зрителя к смысловому центру. Максимальная отдача у двух диагональных линий, которые сходятся у горизонтальной линии. Поэтому нам так нравятся фотографии с дорогой, убегающей вдаль, к линии горизонта. Также стоит отметить магию воображаемой линии, например, линия взгляда.
Золотое сечение
Это принцип деления непрерывной величины на две части в таком отношении, при котором меньшая часть так относится к большей, как большая ко всей величине. Запутано и сложно? Еще бы, ведь в какой-то степени, золотое сечение можно считать первоосновой, неким «столпом» правил композиции, так как существует множество вариаций на тему «золотого сечения». И почти все приемы, описанные выше, можно отнести к его производным. Впервые принцип «золотого сечения» был использован Леонардо да Винчи в его картинах. Затем многие художники использовали пропорции «золотого сечения», начиная с эпохи Возрождения. Используется это правило и сейчас.
Примером использования правила «золотого сечения» в фотографии может быть расположение основных компонентов кадра в особых точках - «смысловых центрах». Считается, что объекты, расположенные по правилу «золотого сечения», воспринимаются человеком, как наиболее гармоничные. Базовый и наиболее часто используемый принцип - четыре точки, расположенные на расстоянии 3/8 и 5/8 от соответствующих краёв плоскости и есть смысловые центры.
Итак, можно сделать вывод, что все манипуляции с композицией локальны и интуитивны: правила существуют как факт, но пользуется ими фотограф по собственному усмотрению, полагаясь на свое внутреннее чувство гармонии и равновесия. Поэтому крайне важно практиковаться, развивать эти чувства и умения. Следует также отметить, что при достаточном уровне подготовки правила композиции могут умышленно нарушаться, для усиления эмоционального воздействия.