Фотосьемка в горах

Но, там, в горах, все иначе. Чем выше ты находишься, тем больше меняется мир, смещается своего рода «точка сборки»*, происходит преломление привычного понимания мира, его значимости и наполненности. Тем, кому все же удается хоть ненадолго уезжать или, в лучшем случае, жить за чертой города, знакомо, что значит быть чище телом и духом и ближе к своим истокам.
Передать увиденное в горах - это искусство, проводящее черту между тем, что с трудом можно представить и тем, что неподвластно воображению. Однако «перо» стоимостью в несколько десятков тысяч долларов или любительский вариант фотоаппарата в горах могут стать совершенно бесполезной грудой современного оборудования. Незнание или, вернее, не понимание исключительности условий съемки, может свести на нет все старания. Что же ждет на пути к безумным панорамам, ради которых преодолеваются сотни километров? И что нужно сделать, чтобы не упустить эту «синюю птицу» из рук, и суметь не просто поймать ее, а принеся домой, услышать как она поет?
Фотоаппарат
В зависимости от условий съемки, можно составить для себя список того, что нужно взять, чтобы облегчить себе поход и в дополнение или, вернее, в вознаграждение, получить удовольствие от трека. Здесь стоит выделить большой и средний форматы. Именно такого рода камеры в наибольшей степени помогают передать всю масштабность и грандиозность открывающейся перед вами картины. Однако если говорить о весе такой камеры, то существует зависимость: чем шире пленка, тем тяжелее аппаратура. Так что выбор за вами. Для меня наилучшим фотоаппаратом в горах по соотношению критериев вес/качество является малоформатная зеркальная камера. Интересным вариантом может оказаться выбор дополнительного панорамного фотоаппарата, который позволяет делать удивительные по выразительности снимки пейзажей и может стать отличным дополнением к основной камере. Но при пользовании такой камерой стоит помнить о таких моментах, как выбор правильной экспозиции и выравнивание камеры по горизонту. Если же у вас нет в наличии такой диковинки, как панорамный фотоаппарат, вы смело можете попробовать съемку панорамных фотографий на «обычные» камеры, которые позволяют не менее эффектно передать во всех деталях динамичные пейзажи гор, а современные программы, использующие передовые алгоритмы «склеивания» изображения, помогут вам воссоздать масштабность и полноту увиденной картины.
Что касается количества фотоаппаратов, которое стоит взять с собой в горы, я бы порекомендовал два. Это связано с несколькими причинами:
– во-первых, всегда надо иметь при себе запасную камеру, которая в случае непредвиденных обстоятельств могла бы заменить основную;
– во-вторых, очень удобно, когда на одном фотоаппарате стоит широкоугольный объектив для съемки пейзажей и панорам, а на другом - портретник или телевик, для съемки портретов и крупных планов. Это позволяет экономить время и силы на смену объективов и повышает шансы запечатлеть уникальные мимолетные сюжеты.
Для любителей цифровой аппаратуры неплохим вариантом может послужить такое сочетание фотоаппаратов: основная камера - полнокадровая малоформатная зеркалка и камера с неполноразмерной («кропнутой») матрицей (позволяет «увеличить» фокусное расстояние имеющихся у вас объективов и тем самым сэкономить вес на дополнительном длиннофокусном оборудовании).
Оптика
Наиболее востребованным объективом в горах является широкоугольник (так и хочется охватить одним взглядом величественные горные пейзажи). Именно такого рода объектив лучше всего использовать в качестве основного. Но, в отличие от равнинного пейзажа, в горах, все-таки, одним широкоугольником не обойтись. Не лишним здесь окажутся объективы среднего и длинного фокусного расстояния (телеобъективы), которые имеют чудесное свойство «стягивать» планы, сокращая тем самым перспективу в кадре. Это дает возможность сделать удивительные по красоте снимки горных массивов и цепей, а также отдельно стоящих пиков при съемке с удаленных точек.
Фильтры
Среди фильтров стоит обратить внимание на следующие:
– ультрафиолетовый - при съемке в горах просто незаменим, так как с набором высоты уровень ультрафиолета постепенно увеличивается и негативно сказывается на качестве и цвете фотографий. Также данный фильтр можно применять как защитный, предохранив тем самым дорогостоящую оптику от пыли и непогоды. В обязательном порядке перед началом путешествия установите УФ-фильтры на все имеющиеся у вас объективы;
– поляризационный - отсекает переотраженный свет, хорошо затемняет небо и выравнивает яркость в кадре (для автофокусной цифровой аппаратуры следует использовать циркулярный поляризационный фильтр). Важно заметить, что на широком угле и при съемке панорам, ввиду неравномерного «затемнения» неба, такой фильтр лучше не использовать, а заменить его градиентным фильтром. Интересно, что в связи с тем, что воздух в горах более разреженный, небо там заметно темнее, чем над равниной. На больших высотах его с помощью поляризационного фильтра можно превратить в черное пятно, так что смотрите не переусердствуйте;
– градиентные фильтры - в большинстве случаев являются легкой и качественной альтернативой HDR-техники; используются для выравнивания яркости в кадре, тем самым расширяя динамический диапазон снимка. Можно применять в комбинации с другими градиентными фильтрами разной плотности и заливки, добиваясь различных эффектов;
– нейтральные фильтры - помогают увеличить выдержку при ярком дневном освещении, когда надо придать кадру динамики, пластики и объема, к примеру, смягчив воду или размыв облака.
Можно было бы вспомнить еще ряд не менее интересных и эффектных фильтров, но они относятся уже к более специфическим видам съемки.
Кофр
Без дополнительных приспособлений в горах не обойтись. Здесь не лишним будет целый ряд помощников, улучшающих и подчеркивающих кадр, а также облегчающих тяжелую жизнь фотографа на горе. Удобный и качественный кофр в походе - незаменимая вещь. При его выборе стоит обратить внимание на следующие моменты:
– кофр должен быть негромоздким и удобным, чтобы позволять фотографу оперативно проводить съемку, менять объективы, фильтры и доставать, при необходимости, любую другую фотографическую утварь;
– весьма удачным выбором может быть торс-пак (фотокофр, который носится спереди, на груди);
– если выбирать фоторюкзак, то я бы посоветовал модели, в которых совмещены вещевой и фотоотделы;
– любая сумка для фотоаппарата должна иметь прочный всепогодный чехол, который при случае непогоды надежно защитит дорогую технику;
– любой кофр или фоторюкзак должен иметь прочный корпус и хорошую ударозащиту, ведь от падений никто не застрахован;
– очень удобно совмещать фото-рюкзак (для громоздкого оборудования), фотожилетку и/или поясную сумку для аппаратуры (для небольших объективов и мелких фото-аксессуаров).
Штатив
Во всех книгах и журналах по фотографии пишется, что штатив, который вы берете в горы, должен быть крепким и увесистым. Это конечно так, но в горах, из-за предельной нагрузки, всегда хочется иметь максимально легкий штатив, или вообще обойтись без него. Но от легкого штатива пользы не много, потому что сильный порывистый ветер в горах - это риск разбить камеру или, как минимум, получить на кадре шевеленку. Поэтому, если вы все-таки решились взять его с собой, то надо найти модель, соотношение веса-устойчивости которого, соответствовало бы планируемым условиям съемки и габаритам вашей камеры, но не более. Также неплохим вариантом может оказаться монопод или, еще лучше, трекинговая палка с соответствующим переходником для крепления фотоаппарата. Что касается головки к штативу, то тут я однозначно посоветовал бы вам брать с собой трехосевую головку, в силу ее большой механической стабильности и возможности двигаться отдельно в рамках каждой из трех осей. Шаровая же головка рассчитана на быструю установку камеры в нужном положении в ущерб остальным ее характеристикам. В горах нам спешить особенно некуда, так что, по моему мнению, здесь выбор очевиден.
Энергопитание
В горах в связи с большими перепадами температур батареи имеют тенденцию очень быстро садиться. Поэтому, для того чтобы однажды утром не обнаружить у себя в кофре бездыханную фототехнику, надо как следует позаботиться об энергообеспечении имеющейся у вас аппаратуры. Батарейки надо брать с запасом, как минимум раза в два больше запланированной вами нормы. Держать их желательно в теплом месте, например, во внутреннем кармане куртки. Так как во многих горных регионах электричество является большой роскошью, стоит подумать о приобретении такой полезной вещи, как зарядка от солнечной батареи.
Память
Не стоит забывать о запасных карточках с памятью (карты памяти должны быть рассчитаны на экстремальные условия съемки). К сожалению, дать универсальный совет, относительно объема памяти, который стоит брать с собой, невозможно, поскольку у каждого фотографа свой режим съемки. Кто-то может сделать один кадр за весь день, а кому-то будет мало и двух тысяч. Выбор за вами. В связи с продолжительностью похода и, опять же, отдаленностью от цивилизации, не лишним будет фотобанк. Однако он достаточно нестабильно ведет себя на больших высотах, так что в этом случае надо быть предельно осторожным и сохранять информацию, по возможности, на небольших высотах (до 4000 м).
Экспозиция
Пользуетесь вы встроенным или отдельным экспонометром, стоит учитывать, что в горах полностью полагаться на точность значений, которые он дает, нельзя. Так, при съемке на снегу и льду часто приходится прибегать к экспокоррекции в плюс как минимум на 1–2 ступени (а то и на 2–3) из-за повышенной яркости света, которая вводит в заблуждение даже самое дорогое оборудование. Гарантировать правильную экспозицию в подобных условиях съемки может только ваш собственный опыт.
Вспышка
Основываясь на собственном опыте, могу сказать, что брать в горы вспышку обычно нет никакой необходимости, если только вы не хотите отяжелить свою и без того нелегкую ношу или согнать с себя пару лишних килограммов. В большинстве случаев можно обойтись даже встроенной вспышкой или простым фонариком.
Полезные мелочи
Среди прочих полезных мелочей хотелось бы вспомнить:
– бленду, которая помогает избавиться от паразитных бликов, если только таковые не являются частью вашей творческой задумки, защитить от попадания дождя или снега оптику, а также, как показала практика, защитит объектив при падении;
– ПДУ или тросик - весьма полезная вещь при статичной съемке, особенно в вечернее и ночное время, когда выдержка исчисляется не только секундами, но и минутами;
– комплект для чистки оптики - груша, кисточка, бумажные салфетки, микрофибра и жидкость для чистки оптики;
– тоненькие термоперчатки или перчатки из виндстопера, в которых удобно было бы осуществлять управление камерой;
– солнцезащитные очки с высоким уровнем защиты. Как известно, именно в горной местности зрение страдает больше всего (существует опасность получить снежную слепоту - ожог конъюнктивы и роговой оболочки глаза ультрафиолетовыми лучами солнца, отраженными от снежных кристалов), а для фотографа это так же значимо, как и для ювелира;
– фотографируя в горах, желательно записывать, что вы снимаете, с какой точки и в какое время. В будущем это может очень пригодиться при написании фотоотчетов и описаний к фотографиям. Поэтому будет совсем не лишним иметь в рюкзаке небольшой походный блокнот с карандашом. А также карту и/или GPS-навигатор, который позволит определить ваше точное местоположение и высоту, с которой проводилась съемка.
Эпилог
«Настойчивый путник, береги себя!» – так говорил Анатолий Букреев, один из лучших альпинистов мира, погибший в родной стихии. Под этим он подразумевал не совсем привычный смысл - быть осторожным, а более значимый - беречь свои силы на высоте. Он, как никто другой, знал, что значит вызов человека горам и ответ гор - человеку. На высоте ты можешь быть не в своей власти. Даже из опытного горца она может сделать маленького ребенка, впервые вставшего на ноги. Когда берешь с собой много техники, всегда и при любых условиях, нужно помнить о том, что вся эта ноша в горах может стать «палкой в колесах». То, что хоть на долю секунды показалось вам не обязательным, без сомнений окажется не нужным. Найдите баланс между стремлением ухватить от путешествия все и тем, что может этому помешать. И тогда каждый шаг, сделанный вами в горах, будет вознагражден удачей и неповторимыми кадрами, сделанными чистым сердцем и открытой душой.