PostHeaderIcon Свет в портрете: работа со студийным освещением


    Свет в портрете: работа со студийным освещениемФундаментальные основы работы с искусственными световыми источниками. Свет и тень как элементы и инструменты формирования изображения. Основы эмоционального воздействия света и тени. В предыдущем курсе мы работали над портретом, разобрались с настроением портретируемого, эмоциональностью и тональностью снимка. На первом (вводном) курсе мы на практике выяснили, что такое жесткий и мягкий свет, контраст и направление светового потока. В этой лекции мы объединим темы и поговорим о роли света в жанре портрет, об основных способах и приемах выстраивания светотеневого рисунка для создания образа.

    Начнем со студийного освещения
    Сейчас трудно себе представить, что в начале прошлого века традиционная фотостудия имела большие оконные проемы, а порой даже прозрачные потолки. Фотографы работали в дневное время, пользуясь естественным светом и подстраиваясь под капризы природы. Развитие электричества и электронных технологий привело к радикальному изменению концепции студийного освещения. Современная фотостудия, как правило, не имеет окон вовсе или они зашторены плотной темной тканью. Хороший студийный свет не только делает фотографа независимым от погоды и времени суток, но и почти безгранично расширяет творческие возможности.
     
    Искусственный свет для фотографа можно разделить на два основных вида: постоянный и импульсный. Преимущества постоянного света – это доступность и, пожалуй, стабильность светотеневого рисунка. Причем второе носит довольно условный характер, поскольку фотоаппарат и человеческий глаз, как вы помните, «видят» совсем не одинаково, а «портретируемый» не манекен — изменение положения не может не менять «световой образ». Недостатки постоянного света довольно существенны — относительная слабость светового потока, большая энергоемкость и выделение тепла. Свет может иметь разную природу: лампы накаливания, люминесцентные и галогеновые лампы, светодиодные источники, свет свечи, факела, пламени от костра… От происхождения света сильно зависит его спектральный состав, а это не только цветовая температура, о которой мы уже говорили, но и существенное влияние на характер рисунка. Если, например, сделать несколько совершенно одинаковых фотографий при свете разных источников идентичных по жесткости/направлению/интенсивности светового потока, затем откорректировать баланс белого (то есть цветовую температуру) и перевести в ч/б, то изображения будут заметно отличаться. Связано это с неравномерностью распределения световой мощности по спектральному диапазону и, как следствие, разной «отрисовкой» цветовых деталей сюжета. Естественный дневной свет в этом смысле идеален просто потому, что человеческое зрение эволюционировало именно при естественном свете и то как он «отривовывает» детали стало эталоном «де-факто».
     
    Импульсный свет
    Чем он отличается от постоянного, чем лучше и чем хуже? Световой поток, создаваемый импульсными световыми приборами, хорош прежде всего тем, что по спект-ральному составу он гораздо ближе к естественному и, конечно, лишен недостатков постоянного света. Не удивительно, что категория импульсный свет в фотографии практически стала синонимом студийного света. Более того, при съемках «на пленэре», все чаще используется портативный студийный свет, автономный благодаря мощным аккумуляторным батареям. Каждый фотолюбитель знаком с импульсным светом, как минимум, в виде внешней или встроенной вспышки. Каждый продвинутый фотолюбитель, как правило, недоволен результатами работы этого устройства. Основная причина в том, что вспышка «привязана» к фотоаппарату и светит «в лоб» и, плюс к тому, имеет небольшую мощность.

    Давайте разберемся, какими характеристиками обладает или, точнее, должен обладать хороший студийный свет.
    1. Мощность светового потока. Импульсный осветитель должен иметь большую мощность светового импульса ступенчато или плавно изменяемую в широком диапазоне. Чем больше диапазон и точнее «ступени», тем больше возможностей и удобства работы.
    2. Качество и стабильность цветовой температуры. Именно эти параметры, в итоге, определяют характер изображения. Заниматься исследованиями на тему «от чего зависит качество и стабильность цветовой температуры» мы здесь не будем, поскольку это весьма сложная теория и технология. Замечу только, что далеко не у всех студийных приборов разных производителей эти параметры достаточно хороши.
    3. Качество пилотного света. Пилотный свет, это постоянное свечение импульсного прибора, позволяющее фотографу оценить характер формируемого светотеневого рисунка. Нетрудно догадаться, что «пилот» должен быть максимально близок к характеристикам «импульса». Мощность пилотного светового потока меняется соответственно изменению мощности импульсного, а при использовании нескольких приборов с разными заданными мощностями, пропорции свечения «пилотов» должны сохраняться.
    4. Продолжительность импульса. Понятно, что чем короче импульс, тем лучше, поскольку это дает возможность «заморозить» быстрое движение «без смаза».
    5. Скорость зарядки прибора. Фактически, это время необходимое для выхода в режим готовности к следующему кадру. Требования по этому параметру очевидны — чем быстрее заряжается прибор, тем скорее можно сделать следующий кадр. У лучших представителей это время исчисляется долями секунды. Фактически это время сопоставимо с реакцией фотографа.

    ВИДЫ СТУДИЙНОГО СВЕТА:
    Рисующий свет – это основной вид света для фотографа, фактически, аналог дневного света «падающего» через оконный проем. Здесь важна направленность света, однородность по всей излучающей площади и ее размер. Так же как и естественный оконный свет меняется в зависимости от облачности и ориентации окна, световой поток, формируемый рисующими насадками, может иметь разные характеристики. Основные типы насадок для получения рисующего света – это софт-боксы разного размера и формы (квадрат, восьмиугольник, прямоугольник, стрип) и софт-рефлекторы разного диаметра. Источник рисующего света практически всегда один, исключение составляют специальные «гротескные» схемы освещения.

    Заполняющий свет, как вы уже догадались, аналог свечения небесного свода. Такой свет не имеет направления и как будто льется со всех сторон. Для получения такого света используют световые насадки с наибольшим углом распространения. Можно сказать — широко «распыляющие» свет. Это, прежде всего, просветные и отражающие зонты. Источников заполняющего света может быть несколько для обеспечения равномерного бестеневого освещения.

    Моделирующий свет можно сравнить с большим солнечным зайчиком. Он нужен для локального смягчения контраста или для создания световых акцентов. Соответственно это должен быть направленный пучок света. Для получения такого эффекта используют отражатели «перенаправляющие» рисующий свет или рефлекторы разной степени жесткости.

    Контровый свет нам хорошо знаком, это свет идущий навстречу фотографу. Как правило, он нужен для того, чтобы усилить рельеф, «оторвать» модель от фона. Такой свет должен иметь минимальный угол распространения чтобы не попадать в объектив. Формируют такой свет рефлекторы с сотовыми фильтрами или линзами Френеля, либо тубусы. Фоновый свет не нуждается в особых комментариях, это свет освещающий фон. Поскольку он находится за спиной модели, требования к нему такие же, как к контровому свету. В зависимости от фона и художественного эффекта возможно использование нескольких источников фонового света.

    Теперь давайте рассмотрим последний технический аспект — «светоформирующие насадки». Как вы понимаете, импульсный световой прибор – это точечный источник света с возможностью изменения мощности. Для того чтобы создавать нужную светотеневую картину, изменения только силы света мало, нужно иметь возможность менять характер светового потока. Для этого используются специальные световые (светоформирующие) насадки. Описание всего диапазона таких устройств разработанных и производимых фотопромышленностью выходит за рамки этой лекции. Ограничимся классификацией по видам преобразования светового потока. Как я уже говорил, студийный свет в первую очередь имитирует естественное освещение, которое создается парой: точечный источник — солнце и рассеиватель с переменными характеристиками — небо. Но это далеко не все, согласитесь, имея богатые возможности, было бы неразумно их ограничивать, поэтому в студии используются пять основных типов освещения объекта съемки: рисующий свет, заполняющий, моделирующий, контровый, фоновый. Вариантов сочетаний светоизлучателей по взаиморасположению, положению относительно модели, высоте и мощности бесконечное количество. Именно работа со светом позволяет создавать световые картины, формирующие художественный образ портретируемого.

     
    Фотостудия FLAT57
    
    Новогодни...
    Контакты

    тел. 89617845636
    email: flat57studio@gmail.com
    ВК: https://vk.com/flat57
    ВК: https://vk.com/flat57studio
    отзывы: http://wedmen.ru/olga-galitsyina/
    Голосования
    Какую фотосъемку вы бы хотели?
     
    http://kids-toy.ru/ интернет магазин дешевых детских игрушек.

    Рейтинг@Mail.ru