Ночная съемка фаерщиков

Когда фаерщики крутят горящие предметы, в кадре отображается след от движущегося огня. Экспозиция огня у нас получается в первую очередь за счет диафрагмы. Но также зависит и от скорости движения огня: чем быстрее передвигается горящий предмет в кадре, тем меньше накапливается света на светочувствительном элементе. Выдержка влияет только на продолжительность линии движения - если движение идет по кругу, то слишком большая выдержка будет давать наложение одного круга на другой, что приведет к пересвету. Также выдержкой можно регулировать фигуру, которая рисуется огнем в случае некруговых движений, например, восьмерки, цветочка, сердечка и т.д. Как правило, сложные фигуры требуют большего времени экспозиции, иногда до нескольких секунд.
Выдержка при обычной съемке колеблется от 0,1 до 2-3 секунды, но традиционно составляет 0,3-0,5 секунды. Диафрагма сильно зависит от многих факторов. Основные - это начало горения или финальная его стадия, свойства горючей жидкости (простой керосин или авиационный, парафины и т.п.), скорость движения горящих предметов, их размер. Например, пои (шарики размером с теннисные) в начале горения дают диафрагму порядка 10-11, а в конце горения - 5,6. Веера (половина велосипедного колеса с горящими спицами на конце) в начале горения дают порядка 16, в конце 8-5,6. Мегабол (большой шар) порядка 22 в начале горения. Пиропои (пои с прикрепленными пиротехническими фонтанами) - диафрагма порядка 5,6 на протяжении всего горения. Снейки (размер галстука на шее, горят по всей длине) порядка 22 в начале горения и до 6,3 в конце. Стафы (длинная палка с горящими концами) порядка 16 в начале горения и до 6,3 в конце. Значение диафрагмы указано для обычного керосина и ISO 400.
Особенность съемки фаерщиков заключается в том, что, несмотря на такую длительную выдержку - 0,5 сек, для съемки не требуется штатив! Происходит запечатление движения огня в кадре, и даже сильное дрожание рук приведет лишь к тому, что огненная линия будет слегка волнистая. Хотя работа стабилизатора изображения и твердые руки не помешают. Кроме того, как и при ночной пейзажной съемке, лучше всего снимать, когда небо еще имеет свечение и на фото оно проявляется, создавая дополнительный интересный рисунок. При съемке можно воспользоваться зумом во время экспозиции, можно даже поводить фотоаппаратом из стороны в сторону, добиваясь интересного визуального эффекта. Зачастую такая фотография перестает быть просто фиксированием момента. В ней иногда появляются непонятные образы… Получаются снимки не для одномоментного просмотра (яркая интересная картинка), а для длительного изучения, которое позволит рассмотреть и увидеть суть происходящего или найти некий тайный смысл.
Использование при такой съемке фотовспышек, как встроенных, так и внешних, обычно очень сильно портит картинку. Фаерщики в кадре подсвечиваются пролетающим рядом с лицом предметом (пои, веера, стафы, снейки…) Иногда движущийся огонь проходит по лицу фаерщика, и на снимке лицо пропадает. Соответственно, нужно делать достаточно большое количество дублей и ловить нужный момент. Есть еще другая разновидность работы с огнем – огненное дыхание. Когда фаерщик изо рта распыляет горючую смесь и воспламеняет ее небольшим источником огня, как правило, палочкой с горящим огнем. Здесь уже немного другая техника съемки. Так как воспламеняется большая площадь огня и создается большое свечение. А внутри огня происходят огненные завихрения и огненная струю достаточно быстро движется. Тут, как правило, используют диафрагму порядка 5,6, а выдержку порядка 250-500. В результате огонь замораживается и на нем просматривается текстура. Что выглядит достаточно интересным. Тут также значение диафрагмы и выдержки указано для обычного керосина и ISO 400. Как правило, лицо фаерщика хорошо подсвечивается, создавая световой акцент на нем. Снимать лучше всего в RAW формат, чтобы можно было при обработке вытянуть лицо фаерщика из тени, смягчить пересветы. Ну, и все зависит от вашей фантазии, умения поймать момент и скомпоновать кадр.