PostHeaderIcon Анализ фотографического изображения


    Анализ фотографического изображенияАнализ - от греч. analysis - разложение, расчленение, процедура мысленного, а часто также и реального расчленения предмета (явления, процесса), свойства предмета или отношений между предметами на части; Аналитические методы настолько распространены в науке, что термин "Анализ" часто служит синонимом исследования вообще как в естественных, так и в общественных науках. Умение анализировать и беспристрастно оценивать свои и чужие фотографии - это одно из важнейших профессиональных качеств фотографа. Будучи первым и, в идеале, самым строгим критиком собственных работ, фотограф должен представить на суд зрителя фотографии, не только совершенные в техническом плане, но и эмоционально яркие, наиболее соответствующие конкретной ситуации. Совершенно очевидно, что для качественного выполнения такой непростой работы нужны определенные знания, умения и навыки.


    Более того, анализ фотографии развивает фотографическое мышление и способствует росту мастерства, поскольку анализ и синтез это, «две стороны одной медали». Ну и конечно, важно понимать, что целое это, практически всегда, не просто сумма частей, а некое количество взаимоувязанных элементов, в совокупности рождающих новое качество. Именно это качество и отличает настоящую фотографию от простого фотоснимка. Занимаясь анализом фотографического изображения, мы будем рассматривать разные части и стороны изображения, но особенно тщательно – оценивать, то самое качество, которое присуще именно целому – настоящей фотографии.

    Теперь о главном – предварительный анализ. Бессмысленно анализировать фотографию просто так, то есть в отрыве от цели ее создания и назначения! Попробуйте ответить на вопрос – что лучше – автобус, грузовик, легковой автомобиль или мотоцикл? Тут же возникает встречный вопрос – для чего? Надо сказать, совершенно правильно возникает. С музыкальным или литературным произведением ситуация аналогичная – можно сравнивать песню со скрипичным концертом, либо эссе с детективом, но пытаться определить, что лучше, в отрыве от контекста и, извините, от конкретного потребителя – совершенно бессмысленно. В полной мере это относится и к фотографии – глупо и дико говорить о достоинствах или недостатках, предварительно не определившись с позиционированием. Отсюда следует простой вывод: чтобы анализ фотографии имел смысл, нужно обязательно соотносить результат с целью его получения. Воспользуемся самой простой, интуитивно понятной, классификацией по традиционной рыночной схеме – ответим на вопросы:
    - для кого,
    - о чем,
    - зачем.

    Для кого?
    Ответ на этот вопрос многое определяет. Для начала, отделим общее от частного, то есть фотографии, сделанные для узкого круга друзей или родственников от фотографий для широкой зрительской аудитории. В общем смысле, это деление зрителей на тех, кто «в теме» и тех, кто не знаком с контекстом изображенного на фотографии. Согласитесь, фотография внука, для дедушки с бабушкой, гораздо интереснее самых качественных, абстрактных фотошедевров. Фото как документальное средство, в узкосемейном смысле имеет полное право на жизнь. Более того, абсолютное большинство фотографий делается именно как «фото на память». Конечно же, хорошо когда в семейном альбоме или на стене жилища присутствуют профессиональные снимки, сделанные с высоким качеством, композиционно выверенные и интересные по содержанию. Однако, важнее другое – решающее значение имеет сам факт отражения, известных узкому кругу персонажей, в важных жизненных ситуациях и, конечно то, насколько эти персонажи нравятся «себе любимым». Увлекаясь высокохудожественными, творческими изысканиями, не забывайте о своих близких, чтобы не получился «сапожник без сапог». Близкие люди самая благодарная аудитория.

    С фотографиями «на заказ» несколько другая ситуация, они могут предназначаться и для узкого круга и для широкой аудитории. Как правило, выполняя такую работу, нелишне уточнить – для кого делаются фотографии? Главная задача, в этом случае, обеспечить максимальное соответствие требованиям и ожиданиям заказчика, причем, всегда с высочайшим техническим качеством. Зачастую, на то чтобы понять чего хочет клиент, уходит сил и времени больше, чем на выполнение самой работы, но иначе никак нельзя. Переходим к самому интересному – творчество и самовыражение. Часто фотолюбители говорят о том, что они снимают исключительно для себя – это самообман или лукавство. Всякому творцу нужна аудитория и признание этой аудитории! Значит, занимаясь творчеством, фотограф работает на незнакомую ему аудиторию, которую стремится «завоевать», заинтересовать своими мыслями и фото-образами. Отсюда основное требование – фотографии должны быть привлекательны, интересны и содержательно понятны широкому кругу незнакомых людей. Такие фотографии должны «цеплять» своей формой и содержанием людей оторванных от контекста изображения.

    О чем?
    На эту тему мы уже неоднократно говорили, поэтому не станем особенно углубляться. Однако, обратим ваше внимание на то, что идея и содержание фотографии должны соответствовать аудитории, месту и времени. Для анализа фотографии по этому критерию, как ни странно, удобно использовать жанровую классификацию: репортаж, пейзаж, макро, монокль, натюрморт, эротика, портрет… Коль уж так сложилось, что форма задает весьма определенные рамки содержания, будем этим пользоваться. Определив жанр, мы в значительной степени даем ответ на вопрос о чем фотография. Понятно, что жанры могут смешиваться, например, фото обнаженной девушки купающейся на фоне морского пейзажа, в закатных лучах, будет относиться и к эротике, и к пейзажу. Также точно и ответ на вопрос «о чем?» будет смешанным – о красоте женского тела и величии природы, о гармонии и скоротечности бытия…

    Зачем?
    Вопрос кажется простым и не очень связанным с темой анализа фотографии, но, только на первый взгляд. Ответ на этот вопрос, пожалуй, самая непростая и, в то же время, самая важная часть предварительного анализа. Если по отношению к семейному «фото на память» ответ на вопрос «зачем?» лежит на поверхности, то в остальных случаях, он требует серьезной проработки. Один, в общем, весьма продвинутый фотолюбитель на вопрос: «Зачем ты сделал эту пейзажную серию?», совершенно серьезно ответил: «Чтобы все увидели, какой я офигительный фотограф». Стремление к признанию и востребованности – нормально, естественно и имеет полное право на жизнь, но подход «хочу, чтобы зрителю нравилось то, что нравится мне», изначально неправильный и проигрышный. Очевидно, правильнее был бы ответ типа: «Чтобы показать красоту природы тех мест, в которых мне довелось побывать, поделиться теми чувствами, которые испытал». Учитывая, что фотография это эмоционально-образное сообщение, уместна формулировка – зачем зрителю это сообщение? Если ответ на этот вопрос понятен и автору и зрителю – значит, фотография удалась.

    Где и как будут представлены фотографии? Еще два дополнительных вопроса, которые имеют значение на этапе предварительного анализа, но они больше относятся к стадии обработки и подготовки фотографии к печати. Да простят нас сторонники так называемой «чистой фотографии», но допечатная обработка, подготовка к печати и сама печать имеют очень большое значение. Все мы знаем, что с одного и того же негатива можно отпечатать весьма разные фотографии. Не случайно наибольшую ценность имею именно винтажи – фото-отпечатки выполненные лично автором, то есть в полной мере отвечающие авторскому видению. Цифровизация внесла свой вклад, и теперь с одного и того же цифрового негатива, на разных, хорошо откалиброванных фотопринтерах, можно получать совершенно идентичные отпечатки. Более того, процесс стал контролируемым – на экране монитора можно увидеть почти то же самое, что получится на отпечатке. Вопросу подготовки изображения к печати у нас будет посвящен целый курс, поэтому сейчас, мы ограничимся простым замечанием – правильная обработка фотографии может кардинально улучшить ее восприятие зрителем. В не меньшей степени нужно учитывать формат и способ отображения. Есть фотографии, которые хороши в любом формате без изменений, но в большинстве случаев, приходится несколько менять контраст и насыщенность изображения. Некоторые фотографии смотрятся только в большом формате, а иные, например панорамы – совершенно не полиграфичны. С некоторой долей условности, можно классифицировать форматы и размещение следующим образом:
    1. фотоотпечатки малого формата (10х15 см и менее) – в фотоальбоме
    2. фотографии экранного разрешения – для показа в электронном виде
    3. журнальный формат (А3-А4) – для полиграфии
    4. галерейный формат (А2-А3) – для выставочной экспозиции или в интерьере
    5. широкоформатная печать высокого разрешения – для выставочной экспозиции или в интерьере
    6. баннерная печать низкого разрешения (наружная реклама)

    Кроме размеров, имеет значение так же субстрат, то есть, то, на чём напечатан окончательный результат. Галереи, например, до сих пор не очень охотно берут цифровые отпечатки, поэтому большинство чёрно-белых фотографий в галереях напечатаны традиционным способом: фотоувеличителем на галогенсеребрянной фотобумаге. Фотографии, предназначенные для типографской печати, требуют специальной подготовки, учитывающей специфику процесса типографского цветоделения и растровой печати. Электронное представление накладывает на фотографию дополнительные требования по совместимости и четкости – изображение должно выглядеть одинаково хорошо на любом мониторе (лучше, конечно, на правильно откалиброванном).

    Перейдем, наконец, непосредственно к анализу фотографии. Выделим четыре вида:
    - технический анализ,
    - эмоциональный анализ,
    - семантический анализ,
    - композиционный анализ.
    О них мы поговорим в следующих статьях на нашем сайте.

     
    Фотостудия FLAT57
    
    Открытие ...
    Контакты

    тел. 89617845636
    email: flat57studio@gmail.com
    ВК: https://vk.com/flat57
    ВК: https://vk.com/flat57studio
    отзывы: http://wedmen.ru/olga-galitsyina/
    Голосования
    Какую фотосъемку вы бы хотели?
     

    Рейтинг@Mail.ru