Экспозиция ночью
Понятно, что не на всех фотоаппаратах есть компенсация фотоэкспозиции, которая необходима для брекетинга (особенно на старых фотоаппаратах). Что делать? Совет простой. В случае использования автоматического фотоаппарата или неавтоматического (скажем, «Зенита»), у которого нет диска компенсации экспозиции, можно изменить установленное значение светочувствительности пленки или матрицы (ISO) на одну ступень в сторону ее уменьшения. Например, если вы снимаете на пленку ISO 200, установите на диске светочувствительность ISO 100. Если у вас фотоаппарат с ручным управлением параметрами экспозиции, просто увеличьте рассчитанное экспонометром значение экспозиции на одну ступень.
Помните, что в то время как переэкспонирование осветляет тона, что придает объекту мягкость, намеренное недоэкспонирование притемняет детали изображения и может излишне подчеркнуть малозаметные детали в светах. Кроме того, недоэкспонирование ведет к тому, что краски становятся насыщенными, а тени — более глубокими. Если хотите глубже изучить влияние переэкспонирования на общий вид изображения, старайтесь больше экспериментировать. Преднамеренное недоэкс-понирование может существенно улучшить качество передачи сюжетов с яркими красками и глубокими тенями. Цветные слайды морских пейзажей, полученные при ярком солнечном свете, и снимки восходов и закатов часто становятся более эффектными при недоэкспонировании на одну-две ступени. Краски становятся более насыщенными, а тени кажутся яркими силуэтами. Для того чтобы добиться такого эффекта, при определении экспозиции измеряйте яркость наиболее светлого участка снимаемой сцены — неба или воды.
Как и в случае умышленного переэкспонирования, при недоэкспонировании не следует заходить слишком далеко. Хотя более темные слайды часто усиливают «драматичность» сюжета и выявляют больше деталей в освещенных участках (светах), потери деталей в тенях и дополнительное осветление светлых участков могут привести к тому, что снимок получится слишком мрачным. Если вы сомневаетесь, насколько следует недоэкспонировать данный кадр для получения «драматичного» эффекта освещения, сделайте серию снимков с уменьшением экспозиции относительно нормального значения в полступени.
Композиция ночных снимков
В завершение нашей беседы о ночной фотографии надо сказать о композиции ночного кадра. Мы живем в хорошее время, когда современная фотография признала, что на снимке движение можно выразить и за счет некоторой нерезкости. Модными стали неясные контуры автомобилей днем и полосы, оставляемые автомобильными фарами вечером. Кто хоть раз видел фотографии ночных городов (дорог, рек и каналов), наверное, был удивлен и шокирован полосами света, которые начинаются ниоткуда и уходят в никуда. Это не что иное, как следы фар, и получить на снимках их несложно, достаточно только открыть затвор камеры на время более 1 с в любом месте, где есть движущиеся источники света. Старайтесь, чтобы в кадр попадали водные поверхности или мокрое покрытие дороги, в сочетании с галогеновыми или неоновыми источниками света все это рождает неповторимую игру света. Для усиления следов света используйте пониженное число ISO, можно также воспользоваться серыми фильтрами, увеличивающими время экспозиции.