PostHeaderIcon Техника съемки. Резкость


    Техника съемки. РезкостьРезкость фотографического изображения - это степень отчетливости границы между областями, получившими разные экспозиции. Из определения ясно, что чем выше резкость фотографии, тем более четкими будут выглядеть изображенные на ней объекты. Очень высокая резкость снимка - не всегда благо. Например, при съемке портрета излишняя резкость «проявляет» морщины и локальные дефекты кожи, и с такой фотографией хорошо лишь ходить на прием к дерматологу. Во многих случаях, когда на снимке изображен некий «основной», самодостаточный объект, резкий фон отвлекает внимание зрителя и мешает правильному восприятию сюжета.


    К счастью, идеальной оптики не существует. Любой объектив в каждый момент времени изображает резко только объекты, находящиеся от него на определенном расстоянии. Это расстояние называется дистанцией фокусировки (не путайте его с фокусным расстоянием!) и может изменяться вручную или автоматически, в зависимости от особенностей конкретного фотоаппарата. Предметы, находящиеся ближе или дальше выбранной плоскости фокусировки, изображаются нерезкими. Степень размытости определяется масштабом съемки (отношением размера изображения объекта к размеру самого объекта) и диафрагменным числом объектива.

    Диафрагма - это элемент оптической системы объектива, ограничивающий поперечное сечение пучка света, который может попасть внутрь камеры и достигнуть светочувствительного материала. Обычно диафрагма располагается внутри объектива, между составляющими его линзами. Те лучи, которые попали на переднюю линзу объектива, но были задержаны диафрагмой, не участвуют в формировании изображения.

    Диафрагменным числом называется отношение фокусного расстояния объектива к диаметру оптического отверстия. Значения этого параметра часто записывают в виде «F/число», или «1:число». Для краткости, особенно в устной речи, первую часть можно опускать, подразумевая, что смысл этого числа и так всем понятен. Диафрагменное число также для краткости называют просто диафрагмой. Из контекста обычно понятно, идет ли речь об устройстве или о числовом значении, описывающем его состояние.

    Чем больше диафрагменное число (не забывайте, что, например, F/4 больше, чем F/8 - к этому надо привыкнуть), тем сильнее размывается изображение объектов, находящихся не в фокусе. Другим эффектом уменьшения (открытия) диафрагмы является увеличение количества света, проходящего через оптическую систему, а значит, увеличение экспозиции. Таким образом, диафрагма является инструментом, позволяющим управлять не только резкостью, но и экспозицией, причем изменяются одновременно оба параметра.

    Поскольку на практике невозможно запечатлеть бесконечно мелкие детали изображения (этому мешает зерно пленки или дискретность матрицы), объекты, находящиеся недалеко от плоскости фокусировки, на фотографии также выглядят резкими. Глубиной резко изображаемого пространства (ГРИП) называется максимальное расстояние между параллельными плоскостями, ограничивающими область пространства, изображение находящихся в которой объектов выглядит резким.

    Итак, при одинаковом масштабе съемки, чем больше диафрагменное число, тем меньше ГРИП. И наоборот, чем меньше диафрагма, тем больше глубина резкости. Поэтому, например, портрет обычно стараются снимать с максимально открытой диафрагмой, чтобы размыть фон. Напротив, при съемке пейзажа, когда резким должны быть все объекты, диафрагму следует прикрывать.

    Другой причиной нерезкости может быть смещение объекта съемки относительно фотоаппарата за время экспозиции. Дело в том, что снимок, вопреки художественному образу «остановленного мгновения», делается не моментально. Выдержка, или время экспозиции - это промежуток времени между открытием и закрытием затвора фотоаппарата. От выдержки зависит, прежде всего, количество прошедшего через оптическую систему света. Чем больше выдержка, тем большую экспозицию получают фрагменты изображения, а значит, и весь снимок, который из них состоит. Совокупность значений выдержки и диафрагмы, использованных при фотосъемке, называется экспопарой.

    Возвращаясь к разделу, посвященному экспозиции, мы, наконец, можем перечислить все влияющие на нее факторы. Это отражательная способность составляющих сцену объектов, их освещенность, чувствительность фотоматериала и экспопара. Поскольку мы не можем влиять на первый параметр и лишь в некоторых пределах можем изменять второй (за исключением съемки в студии, когда фотограф полностью управляет светом), нормальная экспозиция достигается подбором чувствительности фотоматериала и экспопары.

    Однако продолжим разговор о резкости. Наряду с нечеткостью изображения предметов, находящихся далеко от плоскости фокусировки, существует другой тип нерезкости. Дело в том, что за время экспозиции объекты сцены могут сместиться друг относительно друга и относительно фотоаппарата.

    Следует различать смазанность изображения, вызванную движением камеры, и нерезкость, обусловленную движением объектов. В первом случае, если эффект нежелателен, его называют «шевеленкой». Это технический брак. Шевеленка проявляется тем сильнее, чем длиннее выдержка, а при достаточно коротких временах экспозиции не видна на фотографиях. Нерезкость же движущихся объектов (или фона, если съемка ведется с проводкой - «слежением» за объектом) является художественным приемом, позволяющим передать динамику сцены.

    Для борьбы с шевеленкой используются штативы, моноподы («одноногие» штативы), оптические стабили -заторы изображения, а иногда и более изощренные технические средства. Для простоты будем рассматривать только «обычные» штативы с тремя ногами. Камера, установленная на хороший штатив, будет совершенно неподвижна. Это очень ценно при съемке сюжетов, требующих большой глубины резкости, в частности пейзажа и архитектуры. Значительное уменьшение диафрагменного числа в сочетании с низкой чувствительностью (необходимой для получения резкого, высококачественного изображения) приводит к росту времени экспозиции, подчас до нескольких секунд, а при ночной съемке - десятков секунд, минут, а в особых случаях - даже часов. Понятно, что удержать неподвижно камеру в руках в течение этого времени совершенно невозможно.

    При ослаблении фиксатора поворота головки штатива фотограф получает удобный инструмент для съемки с проводкой. Такая возможность придется весьма кстати для репортажа, например, о спортивных событиях. В любой ситуации при установке камеры на штатив рекомендуется отключить оптический стабилизатор изображения, если он имеется. По крайней мере, это позволит значительно сэкономить энергию батарей. Кроме того, некоторые стабилизаторы непредсказуемо реагируют на полную неподвижность камеры, и можно получить обратный эффект: изображение смажется. Исключение составляют легкие (и, как следствие, не очень устойчивые) штативы при съемке удаленных объектов крупным планом.

    Вообще стабилизаторы полезны при съемке с рук. Даже при достаточно коротких выдержках, когда изображение не смазывается из-за шевеленки, оптический стабилизатор помогает скадрировать снимок при использовании длиннофокусной оптики. Единственное исключение - цифровые зеркальные камеры, стабилизатор которых основан на сдвиге матрицы (а не специальной линзы в конструкции объектива). Такой стабилизатор ничем не поможет при кадрировании, однако позволит эффективно бороться с шевеленкой. Современные стабилизаторы позволяют увеличить «безопасную» выдержку на 2-4 ступени (то есть в 4-16 раз).

    Следует помнить, что оптические стабилизаторы спасают от шевеленки, но не от смаза, обусловленного движением объектов съемки. Единственным способом избавиться от этого эффекта является сокращение выдержки. В некоторых случаях для сохранения правильной экспозиции достаточно приоткрыть диафрагму. Если же она полностью открыта, или сопутствующее уменьшение ГРИП нежелательно, приходится увеличивать чувствительность фотоматериала.

     
    Фотостудия FLAT57
    
    Открытие ...
    Контакты

    тел. 89617845636
    email: flat57studio@gmail.com
    ВК: https://vk.com/flat57
    ВК: https://vk.com/flat57studio
    отзывы: http://wedmen.ru/olga-galitsyina/
    Голосования
    Какую фотосъемку вы бы хотели?
     

    Рейтинг@Mail.ru