Жанровые особенности. Портрет

Многие люди неадекватно реагируют на направленный на них объектив. Они моментально «зажимаются», черты лица становятся застывшими и напряженными. В таких условиях получение хорошего портрета невозможно. Чтобы устранить эту проблему, старайтесь делать внезапные снимки или использовать телеобъектив и располагаться далеко от объекта съемки, чтобы он не знал о том, что его фотографируют. Но есть и другой тип людей, «прирожденные фотомодели». Они, напротив, очень любят фотографироваться и буквально расцветают, когда видят перед собой фотографа. Собираясь снимать портрет, постарайтесь прежде всего определить, какая тактика сработает лучше в вашем случае.
Большой проблемой будет съемка в солнечную погоду, если вы не подготовитесь к ней заранее. Никогда не размещайте портретируемого так, чтобы яркий свет заставлял его жмуриться. Однако и контровый свет, когда его источник находится позади объекта съемки, хорош не во всех случаях. Для хорошего начала можно порекомендовать размещаться так, чтобы солнце светило сбоку. Появляющиеся при этом глубокие тени можно подсвечивать вспышкой; энергия импульса при этом устанавливается такой, чтобы тени из черных стали просто темными, но не исчезли вовсе. Важна в портрете и правильная компоновка кадра. Как и в большинстве других случаев, центральная композиция будет проигрышной. Старайтесь привнести в кадр динамику, выбрав подходящий ракурс (обычно хорошо получается съемка в полупрофиль) и правильно скомпоновав снимок. При съемке портрета в большинстве случаев желательно увести второстепенные объекты в нерезкость, чтобы они не отвлекали зрителя от главного.