Световые схемы
Схема света в студии – устоявшийся и в некоторой мере универсальный вариант расстановки осветительных приборов. Применение схем экономит время и силы фотографа при выполнении стандартных задач и облегчает поиск оригинальных решений постановки света в фотостудии. Для световых схем осветительные приборы и получаемый от них свет подразделяются на рисующие, заполняющие, фоновые и контровые – по их роли в схеме. Рисующий, он же ключевой, моделирующий – один наиболее мощный источник света, создающий основу светотеневого рисунка. Заполняющий - один или несколько источников света и/или отражателей для смягчения рисунка моделирующего света, «заполнения» теневых провалов. Фоновый - подсветка и тонирование фона, для отделения его от объекта съёмки. Контровой - для прорисовки профиля, контура фотографируемого объекта, а так же для создания некоторых эффектов.
Функции заполняющего, фонового и контрового освещения часто могут совмещаться в различных комбинациях в одном источнике. Заполняющий свет необходим в большинстве случаев, а моделирующий нужен всегда. Одна из наиболее простых и, вместе с тем, эффектных схем освещения в студии – бабочка, известная так же как голливудская или парамаунт. Отличается характерным теневым рисунком вокруг носа модели, напоминающим бабочку. Рисующий источник располагается фронтально, чуть выше головы модели. Заполняющий тоже спереди, но ниже лица, для смягчения теней над верхней губой и под подбородком. Такое освещение скрадывает дефекты кожи.
Следующая, часто применяемая на практике схема – треугольник, называемая ещё классической и рембрандтовской. Моделирующий свет ставится спереди-сбоку от модели и поднимается так, чтобы получить на менее освещённой части лица перевёрнутый световой треугольник. Тени смягчаются заполняющим источником, размещённым с другой стороны от модели. Это драматический, хар?ктерный свет. Очень полезная для начинающих – схема «три четверти». Источники света – рисующий и два заполняющих – расставлены вокруг модели на разной высоте примерно под равными углами. Такая схема практически при любом повороте головы модели позволяет получить достаточно выразительный и объёмный портрет.
Как уже было сказано, рисующий свет необходим почти всегда, но не обязательно его ставить спереди от модели. Можно разместить сбоку, осветив только половину лица и зрительно его сузив. Можно разместить под углом сзади, акцентировав внимание на профиле модели. Поэтому подходите к постановке света творчески и не бойтесь экспериментировать, если хотите получить действительно интересные снимки.