Обработка фотографий

Первичная обработка
Даже если при съемке была выставлена правильная экспозиция, нет никакой гарантии, что динамический диапазон использован полностью. Кроме того, небольшой завал в тенях и плохая проработка деталей в светах - обычные явления. Также возможно, что на фотографии нарушена цветопередача. Все эти проблемы обычно можно устранить при обработке, используя совсем несложные приемы. Основные инструменты первичной коррекции - это настройки RAW-конвертера, уровни яркости и тональные кривые, а в некоторых случаях - фильтры яркости, контрастности и насыщенности цвета. Иногда полезна избирательная коррекция цвета, позволяющая изменить конкретный оттенок, не затрагивая все остальные.
Из цветного изображения можно сделать монохромное, причем как в нейтральных тонах (черно-белое), так и тонированное в любой оттенок. При преобразовании можно управлять яркостью различных оттенков исходного снимка, что дает широкий простор для фантазии. Фотографы, привыкшие работать с цветными светофильтрами, найдут в редакторе их цифровые аналоги. При помощи масок можно также симулировать градиентные фильтры. Возможности настольного или портативного компьютера намного превышают возможности камеры, поэтому мы и не рекомендуем использовать встроенные фильтры. Исправлять уже испорченное изображение гораздо сложнее, чем дорабатывать оригинал.
Ретушь
Пыль, царапины и другие локальные дефекты изображения, безусловно, нельзя отнести к достоинствам фотографии, ведь ее смысл заключается в передаче изображения сцены, а не в выявлении особенностей и недостатков устройства, при помощи которого это изображение получено. Аналогично, дефекты изображенных объектов также обычно не украшают фотографию, если говорить о ее художественной разновидности, а не документальной. К счастью, современные графические редакторы предоставляют в распоряжение фотографа целый арсенал инструментов, основное назначение которых - исправление подобных недостатков. Основное правило ретуши - она должна быть незаметной. Все должно выглядеть естественно. Особенно аккуратно следует ретушировать портреты: если перестараться, лица станут неживыми, пластилиновыми. Безусловно, в отдельных случаях такой эффект может быть интересен, но все же в большинстве фотографий лучше обойтись без него.
Эффекты
Главное правило при применении любых эффектов - знать меру. Мы подозреваем, что лютая ненависть к цифровой фотографии, обуревающая мастеров старой закалки, вызвана не только доступностью аппаратуры и бездарностью подавляющего большинства снимков, но и неумеренностью в их обработке. Результат уже больше походит на абстрактную живопись, а его упорно продолжают называть фотографией. Единственный нелинейный цифровой фильтр, который, на наш взгляд, является обязательным при обработке практически любой фотографии, - это нерезкая маска (unsharp mask). Она позволяет вернуть фотографии четкость, которая может быть потеряна при печати или при уменьшении для передачи по сети.
Все остальные цифровые эффекты не являются обязательными, и использовать их нужно очень осторожно, чтобы не прослыть незадачливым фотографом, маскирующим свою бездарность и ошибки съемки сногсшибательными спецэффектами.