PostHeaderIcon Основы подводной съемки


    Основы подводной съемкиСегодня, с ростом доступности фотоаппаратов на все случаи жизни, равно как и с давней доступностью самих курортов, где можно поснимать подводных обитателей, можно уже начинать говорить о довольно широком распространении самой подводной съемки. Причем, как вы сами понимаете, чем глубже плаваешь, тем меньше, собственно, людей, этим увлекающихся. Самый распространенный метод подводной съемки — плавание с маской и трубкой (опция — ласты и гидрокостюм), т.е., нахождение в верхних слоях воды с нырянием время от времени на разумную глубину, примерно до 5 м, т.к. ниже для неопытного дайвера нырять опасно, начинают сказываться естественные процессы. Именно о съемке в этих слоях мы и поговорим, т.к. люди, серьезно занимающиеся дайвингом и специфику съемки имеют другую (освещенность хуже, движения медленнее), и, как правило, уже знают и умеют снимать и вопросами «как» не задаются, у них обычно проблемы другие.


    Что нужно иметь для съемки
    Запастись оборудованием и проездными билетами на место нужно заранее, а потому, потребуется потратить немного времени до самой поездки, чтобы не пытаться решить все на месте.
    1. Турпоездка на место для ныряния. Если вы не знаете географию, на планете всего пара мест, где можно посмотреть богатый подводный мир — кораллы водятся только в Красном море и обширно разбросаны по акваториям Австралии и Океании, т.к. условия для жизни этих подводных обитателей уникальны. И если Египет, владеющий 95% доступа к побережью первого, крайне доступен для российского туриста (в результате чего в некоторых отелях преобладающий контингент сейчас как раз русские, только у нас есть возможность тратить деньги в кризисные времена), то второй вариант, скорее, эксклюзивное решение, к которому прибегают те, кто редко задумывается о цене аппарата для съемки под водой. Так что, можно смело покупать тур в Египет на Красное море (у Египта есть непопулярные по сравнению с ним курорты и на Средиземном), вне зависимости от места — Шарм-эль-Шейх, Хургада или Дахаб, все места имеют выход на африканское или синайское побережья Красного моря (кстати, так называется оно именно из-за кораллов), где кораллы равномерно распределены по побережью.

     Единственное, на что следует обратить внимание — это отзывы туристов, т.к. Египет «славится» своим отношением к питанию иноземных гостей, чтобы не потратить отпуск впустую, как вы могли бы это сделать и на родине. Учтите, что в Египте разные отели имеют разные пляжи: песок практически эксклюзив, и тут уж либо он (для детей), либо кораллы, на которые есть доступ с пантонов. У многих отелей риф такого качества, которое даст фору даже морской прогулке на корабле — опять же, смотрите описание отелей и читайте отзывы.

    2. Фотоаппарат для подводной съемки или аква-бокс. Из двух доступных вариантов каждый выбирает то, что хочет. Дело в том, что современный аквабокс (корпус для фотоаппарата для съемки под водой) всего на 20-30% дешевле стоимости нового фотоаппарата, для зеркалки он стоит около $800, для компакта ценники начинаются от $200. Новый компактный фотоаппарат для подводной съемки можно вполне купить и за $300, правда, это будет все, на что он способен, да и собственно к подводной его надо будет приспосабливать и настраивать под себя. О настройках и технике съемки мы поговорим позднее, а собственно выбрать вариант каждый может для себя: у подводного аппарата есть один существенный недостаток, по сравнению с боксом — умение хорошо и уверенно плавать а-ля топор, а вот бокс хорошо тянется наверх и ремешок имеет куда лучше аппарата.

    В качестве альтернативного варианта, можно подумать о бюджетном решении, вроде одноразового пакета для подводной съемки — по заявлениям производителей, у них неплохая прозрачность, сопоставимая со стоимостью бюджетной оптики компактных подводных аппаратов, а после отпуска их можно с чистой совестью выбросить, вряд ли пакет вам понадобится в ближайшей пятилетке. К тому же, он просто может помочь определиться с тем, что именно вам нужно. Опять же, при наличии правильно заточенных рук пакет для подводной съемки можно сделать и самому, стоит лишь поискать наставление в интернете — так вы, по крайней мере, будете уверены, что тот китаец, который сделал ваш, относится к своим обязанностям отвественно.

    3. Маска, трубка и ласты (гидрокостюм и прочие аксессуары). Обязательные компоненты — маска (без нее вы ничего не увидите, а в очках хорошо прочистите нос от соплей), трубка (без нее ваше пребывание под водой потеряет свою прелесть, ибо не у всех хорошие легкие, особенно если вы курите) и тапочки для хождения по кораллам, остальное уже по выбору. Ласты, к примеру, помогают нырять глубже — стоит вскинуть их над водой, и они уже придают правильный вектор в глубину, усиливаемый ими же при движении… помогают они и всплывать быстрее. Гидрокостюм не даст замерзнуть и обгореть в течение длительного времени — на кораллах вода теплая, но если увлечься, можно довольно быстро продрогнуть, уже через час даже при 28°С организм начнет ощущать холод, ну а загар в африканской стране липнет очень быстро. Перчатки помогают защитить от царапин о кораллы не только руки, но и остальные части тела (можно упираться в камни для защиты). Современные маски делают их неплохого латекса, их надо выбирать по размеру и качеству, в магазине обязательно померить.

    У многих сейчас двойной контакт с кожей, который впускает меньше воды внутрь — опять же, при неглубоком нырянии, хорошие дайверские маски для большей глубины стоят дороже. Совсем не пропускать воду они не могут, как и обойтись без запотевания, не стоит питать пустых надежд, методы с плеванием внутрь тоже спасают не всегда, надо еще уметь наплевать и растереть. Потому ищите просто удобную. Ласты бывают разные, бюджетный вариант — российские резиновые, но самый лучший импортные с отсоединяющимися плавниками. В таких и ходить по камням легко, и плавать — как показывает практика, до места ныряния еще добраться нужно. Помните только, что потом они больше нигде не понадобятся. Кстати, как вариант, практически в каждом отеле Египта есть прокат масок и ласт, причем, в большинстве случаев, он уже включен в цену, так что от безысходности или для экономии можно и воспользоваться. Каков будет результат, сказать сложно, да и заботы о гигиене, в таком случае, волновать уже не должны.

    Куда идти/плыть на месте
    В большинстве случаев, у каждого из отелей свои пляжи, а отели только для взрослых имеют пантоны с входом прямо на риф — стоит проверить отзывы, чтобы понять, где риф богаче (хороший песочный пляж плюс доступ к хорошему рифу тоже денег стоят, учтите), так что можно (и нужно) плавать практически каждый день, чтобы понять, что к чему под водой. Подводное плавание (снорклинг) имеет свою специфику, которую надо изучить можно болтаться в поверхностных водах, но для фотографии лучше нырять поглубже, т.к. аппараты не обладают таким совершенным органом зрения, как наши глаза. После 3-4 походов на риф с фотоаппаратом уже имеет смысл записываться в морские поездки — заодно и загаром запасетесь. Обычно на лодке вас вывозят на незагаженное отелями место, где риф еще красивее (поверьте, это так и есть). Детей в такие поездки не берите.
    Как, собственно, снимать под водой
     
    У фотоаппаратов для подводной съемки есть, казалось бы, все необходимое для этого. Тем не менее, производители то ли сами под водой ни разу не снимали, то ли специально норовят фотографу подгадить, чтобы он фотографии похуже снял. Olympus, например (серия TOUGH) имеет несколько сюжетных режимов, которые использовать лучше, чем недоделанные полуручные: обычно это макро, два широкоугольных, портрет под водой. Из них всех реально полезен только один, но для начала надо в аппарате разобраться, понять, где засада — у каждого режима есть свои ограничения (макро зуммирует на середину ФР, широкий угол не дает зуммировать от 28 мм вообще) — а главное, зарядить батарейку, поставить максимальное разрешение в настройках, быструю большую карту (от 1 Гб, который убивается за час или раньше), взять полотенце и выдвинуться на место. Дальше идут советы, к которым можно не прислушиваться:
     
    1. Снимай сериями. Учтите, что под водой у вас не будет времени на раздумья, что да как — тут нажал на гашетку, и лупишь по своим целям (один раз навелся, дальше наугад, т.к. некоторые фотоаппараты в этом режиме экран просто гасят). Здесь небесполезным будет большая скорость серийной съемки — никак не меньше 2 кадров в секунду, т.к. за полсекунды рыбы уже успевают скрыться, а время под водой идет куда быстрее. Обратите внимание, что многие компакты даже не заботятся о том, чтобы перефокусироваться в перерывах между кадрами или пересчитывать экспозицию, потому или думайте при покупке, или уже на месте адаптируйтесь. Экспозиция тоже немаловажна, т.к. от волн вниз свет идет бликами, и в момент замера в объектив может попасть солнесный луч, который ее скорректирует.

    2. Отключи вспышку. Если вы думаете, что вода чистая и без примесей, возможно, вы и правы, но в ней всегда есть и пузырьки воздуха, и даже планктон, невидимый нашему глазу, но крутящийся всегда перед объективом и высвечиваемый импульсным светом куда лучше самих рыбок. Гораздо приятнее и эффективнее естественная дневная подсветка источником сверху (подсказка: солнце). Вспышка нужна в гротах или расщелинах, куда ни один нормальный ныряльщик с маской и трубкой не полезет, т.к. в верхних слоях неплохо качает, можно пораниться.

    3. Желателен быстрый автофокус. У компактов с этим явная проблема, но привыкнуть можно — тут уже просто момент, имеющий отношение к самому аппарату, а не его настройкам.

    4. Подплывай ближе. Если не умеешь нырять, фотоаппарат можно смело оставить в номере, дома, а еще лучше, в магазине — не бойтесь, большой глубины все равно не требуется, т.к. компакты, в большинстве случаев, рассчитаны только до 3 м (хотя мне повезло снимать моим примерно с пятиметровой глубины, несмотря на заявленные параметры в спецификации), да и большая глубина для маски с трубкой — это испытание для хороших легких. Здесь, как, наверное, мало еще где в фотографии, чисто технически актуально старое фотографическое правило — вода, какой бы чистой ни казалась, все равно плотнее воздуха, и видимость в ней заметно слабеет уже через пару метров, а потому, к горе придется идти Магомету. По этой же причине не покупайте фотоаппараты, вмонтированные в маски — будет целый метр преимущества, за счет длины рук, а денег потратите меньше. Снимать нужно практически в упор, 20-30 см — оптимальная дистанция для хорошей видимости. Ныряйте не непосредственно над целевым кораллом, а за некоторое расстояние от него, не шумите, подплывайте плавно и без лишних телодвижений руками.

    5. Снимай с утра, не снимай в мутной воде. С 8 до 12 часов самое хорошее время, особенно, если народу перед вами прошло мало — не взбаламутили грязь, вода чистая, видимость лучше (подходить ближе все  равно придется). Имеет смысл отплывать подальше от входа, как бы ни хотелось держаться поближе к родному кусочку египетской земли — в стороне вода чище.

    6. Больше смотри по сторонам, меньше на экран. Все происходит вокруг — пока вы снимаете маленькую Рыбу-бабочку, позади вас проплывает большой Наполеон. Привыкните оценивать примерно, как широко и далеко видит ваш фотоаппарат и снимайте интуитивно. Исключение здесь — видео и макро, которые всегда надо контролировать по экрану.

    7. Поставь широкий угол. Какими красивыми ни казались бы вам кораллы, они хорошо выглядят только на фоне камней, снимайте общие планы, так и влезет больше. Не ведитесь на картинки из «Поисков Немо» — вы такое макро никогда не снимете, если не занимаетесь дайвингом и профессиональной съемкой под водой. Время от времени можно втыкать макро и снимать спокойных рыбок, ютящихся в расщелинах.

    8. Снимай в RAW. Если есть возможность, естественно. Что бы там ни говорили в школе, вода синяя, но вблизи этого не видно, и она почти прозрачная, а потому с балансом белого будут такие чудеса, что только удивляться приходится.

    9. Думай о композиции. Нет фона — нет и основного объекта. Эффектно выглядит коралл на фоне темно-синего моря, хорошо смотрятся желто-синие контрасты. Подключайте людей, в конце концов. Используйте правило третей, хоть четвертей — главное, чтобы выглядело сбалансированно и интересно.

    10. Не надейся на руки. Выдержку ставить надо короче, это факт — волнами тело фотографа болтает туда-сюда совершенно нещадно, и такой эффект наблюдается даже на глубине до 5-6 метров (глубже не нырял), хотя и постепенно ослабевает. А потому либо более короткая выдержка, либо спецрежим. У Olympus Tough есть режим «широкоугольный подводный для съемки движения», который и надо выбрать его владельцам, только отрубить вспышку и поставить серийную съемку. Как вариант, в других фотоаппаратах приоритет выдержки и ISO Auto (в яркий день некритично, а вот если тень упадет, или же где-то в расщелине, вполне пригодится)

    11. Не надейся получить шедевр с первого раза. Особенно, если никогда не ныряли с фотоаппаратом. Пробуйте, экспериментируйте, находите варианты — за весь отпуск можно наснимать материала на далекое будущее для обработки (стоит ли говорить, что нужен внешний накопитель?), а просматривая результаты ежедневно, можно понять, что лучше и интереснее смотрится. Крутите головой, ориентируйтесь, смотрите по сторонам — наверняка заметите красивую картинку или интересный сюжет. Пытайтесь посмотреть на один объект с разных сторон, особенно, если это интересный коралл или камень с красивыми рыбками, в общем, будьте креативны.

     
    Фотостудия FLAT57
    
    Новогодни...
    Контакты

    тел. 89617845636
    email: flat57studio@gmail.com
    ВК: https://vk.com/flat57
    ВК: https://vk.com/flat57studio
    отзывы: http://wedmen.ru/olga-galitsyina/
    Голосования
    Какую фотосъемку вы бы хотели?
     

    Рейтинг@Mail.ru