Как фотографировать горы / Съемка в горах
На земле немного мест, где столько живописных и ярких картин природы, как в горах. Ослепительно белый снег и голубые массивы ледников соседствуют с разноцветьем и разнотравьем альпийских лугов, а в поразительных по чистоте горных озерах отражаются облака, пихты, заснеженные горные пики... Но, как говорится, лучше один раз увидеть! И хочется передать свои впечатления близким и друзьям, поэтому редкий турист идет в горы без фотокамеры. Съемка в горах имеет ряд особенностей, о которых и пойдет речь.
Снаряжение и подготовка к фотосъемке в горах.
Переходы в горной местности трудны сами по себе — идти приходится с грузом жизне-обеспечения весом 15—20 килограммов. Фотоаппаратура — это дополнительный вес, следовательно, брать с собой надо только самое необходимое, но достаточное для решения творческих задач оборудование. Многие предпочитают «цифромыльницы», они, конечно, легки, но серьезные творческие задачи – им не по плечу.
В горах далеко не всегда можно выбрать по желанию точку съемки, перемещаясь вместе с фотокамерой. Невозможно, например, снять крупным планом удаленную вершину: даже если удастся приблизиться к ней, она может быть закрыта другими горами или оказаться в совершенно другом ракурсе. Весьма непросто и сфотографировать высокогорное озеро, окруженное со всех сторон крутыми скалами. Поэтому целесообразно иметь зеркальную камеру с небольшим набором сменных объективов или хорошим зумом. Ее больший вес компенсируется более комфортной работой и универсальностью. Как альтернативу – можно рассмотреть фотокамеру – «ультразум».
Серьезной проблемой в походах является переноска аппаратуры. Если носить камеру на коротком ремне, это вызывает постоянное напряжение шейных мышц и быструю усталость. Не очень удобен и наплечный кофр. Лучше всего купить специальный пояс с ячейками для объективов, различных принадлежностей и карманом для фотокамеры. Также в комплекте, например, с объективами «Сигма» - чехлы с возможностью подвесить их к поясу - уже предоставлены совершенно бесплатно. Ячейки/чехлы должны предохра-нять аппаратуру от легких ударов и желательно - обеспечивать изоляцию от дождя.
Из принадлежностей нужны бленды, особенно при съемке на снежниках и ледниках, а также при контровом освещении. Применение ультрафиолетового светофильтра оправдано только при выходе на высоту 3000 метров. На меньших высотах этот светофильтр, если он не имеет многослойного просветления, «отрезает» и некоторую часть фиолетового участка спектра, из-за чего исчезает впечатление чистоты, прозрачности и характерного для гор фиолетового оттенка неба. Впрочем, сейчас сложно найти простое защитное стеклышко – без функции ультрафиолетового фильтра, но просветлены они – хорошо.
Экспонирование.
Определение экспозиции при фотосъемке в горах не обходится без ошибок. Это не случайно. Горы сами по себе очень контрастны, особенно при ярком солнечном освещении. Если в поле зрения объектива попадает снежный участок, вода горной реки или небо, то экспонометр дает завышенные показания и в результате получается темный кадр. Экспонирование лучше производить по какой-либо поверхности средней яркости, например по травянистому склону, по скальному участку. Исключительно живописная картина в горах — закаты и рассветы. Сфотографировать солнце так, чтобы не «погасить» абсолютно все остальные детали снимка, гораздо сложнее. В этом случае измерение экспозиции лучше всего произвести по участку неба приблизительно на 20° выше солнечного диска. Исходя из опыта, можно посоветовать иной способ — измерить экспозицию с заходящим солнцем в кадре и затем увеличить ее при съемке в 3-4 раза.
Сменная оптика.
Наибольшее применение находят широкоугольники, так как снимать чаще всего приходится в ущельях, по которым проходят горные тропы, из точек, откуда охватить всю панораму горных массивов без применения короткофокусных объективов невозможно. Могу порекомендовать объектив Сигма 10-20 – весьма актуальный для зеркалок с кроп-матрицей. Необходимо помнить, что сверхширокоугольный объектив сильно удаляет задний план, искажает изображаемое пространство, особенно, если ось объектива накло-нена под углом к горизонтали, горные массивы кажутся ниже и меньше. Применение «сверширокоугольников» типа той же Сигмы с фокусным расстоянием в 10мм. порой дает интересные художественные эффекты: если в кадре есть облака, они станут как бы «разлетающимися» из одной удаленной точки. Длиннофокусные объективы, наоборот, приближают задний план. Такая оптика позволяет снимать отдаленные вершины, совмещать в одном кадре разноудаленные объекты.
Исключительный интерес представляют растущие в высокогорье цветы. Применение для фотографирования цветов удлинительных колец неудобно, потому что для их установки приходится снимать объектив. Поэтому один из Ваших объективов - обязательно должен обладать функцией съемки макро! Несколько слов об условиях освещенности при фотосъемке в горах. Наиболее интересные кадры получаются, когда солнце проходит полуденную зону, длина теней минимальна, достаточно хорошо освещены как вершины гор, так и их склоны. Хорошо прорабатывается глубина пространства и снимок сохраняет объемность. Это проявляется в пору золотой осени, когда в лесах, растущих на склонах, играют все краски лета и осени — от темно-зеленого до ярко-золотого.
Горы прекрасны всегда — в любое время года, при любой погоде и в любое время суток. Даже через несколько лет после съемки, если Вы вновь решите посмотреть свои фотографии, перед Вами снова заблестит бирюзовая гладь горного озера, заискрятся хрустальные капли водопада, вы услышите шум горного ветра, почувствуете запах снега и альпийских цветов. Говорят, что жить стоит ради воспоминаний, поэтому фотографируйте горы — может быть, это будут самые яркие и красивые воспоминания в вашей жизни.