Внешние вспышки

Главная ошибка – использование прямого света вспышки, установленной на горячем башмаке фотоаппарата, в качестве основного источника. Проще говоря, вспышка в лоб. Это выражение стало уже своего рода ругательством и признаком дурного тона в среде фотографов. Фронтальное освещение убивает объем, лишая изображения рельефности, которая создается тенями. Тени конечно будут, но совсем не там, где нужно, и очень резкие и глубокие. Яркое лицо, зачастую пересвеченое, и проваленный в черноту фон – вот последствия удара излучения вспышки в лоб.
Чтобы избежать такого неприятного эффекта, используют простой, но очень эффективный прием – съемку в отраженном свете. Конструкция большинства внешних вспышек позволяет поворачивать в разных плоскостях головку с импульсной лампой. Если в помещении не очень высокий, до 5 м, белый потолок, направьте головку вспышки вверх и вперед, примерно на середину расстояния между камерой и объектом съемки. Потолок сработает как отражающая поверхность большого размера, в результате свет станет мягким, задний план также проработается. Результат вам, как минимум, понравится.
Но самое интересное начинается, когда фотолюбитель снимет вспышку с камеры. В этом случае простор для реализации творческих задумок значительно расширяется, а качество освещения поднимается на новую высоту. Для управления вспышкой (или вспышками), установленными отдельно от камеры, применяют специальные устройства, называемые синхронизаторами. С внешними вспышками также можно использовать различные модификаторы света: зонты, отражатели, софтбоксы и другие. Теперь поговорим о характеристиках внешних накамерных вспышек, на которые следует обращать внимание при выборе покупки. Самых важных характеристик две.
Первая характеристика – это способ согласования с камерой. Практически все вспышки от производителя вашего фотоаппарата (так называемые "родные" вспышки) являются сложными электронными устройствами, полностью согласованными с автоматикой камеры. Это означает, что вспышка способна менять свою мощность и угол рассеивания излучения в зависимости от результатов экспозамера камеры. Такая система имеет общее название TTL (от английского “Through The Lens”, “через объектив”). При этом вспышка в момент срабатывания испускает два импульса – один короткий небольшой интенсивности, оценочный, а второй – основной, с мощностью и углом рассеивания, рассчитанными автоматикой камеры на основании первого импульса. Происходит это настолько быстро, что два импульса сливаются в один.
Вспышки разных производителей фотоаппаратов несовместимы друг с другом, то есть вспышки от Canon не будут полноценно работать с фотоаппаратами Nikon и наоборот. А у фирмы Sony даже горячий башмак собственной конструкции. Сторонние производители из стран Юго-Восточной Азии выпускают множество моделей вспышек для самых различных моделей фотокамер. Цена таких вспышек намного ниже, чем фирменных, однако и качество похуже, за редким исключением. Вспышки сторонних производителей бывают как полностью автоматическими, так и с полностью ручным управлением, разработанные для стробистской съемки.
Вторая характеристика – ведущее число вспышки. Оно определяет мощность импульса. Физический смысл ведущего числа: на каком расстоянии получается нормальная экспозиция при ISO 100 и диафрагме объектива, равной 1. Исходя из этого параметра, фотограф может примерно рассчитать, на каком расстоянии вспышка будет эффективна.
Пример 1. Вспышка имеет ведущее число 14. Диафрагма объектива f/4. Делим 14 на 4, получаем 3,5 м. На таком расстоянии вспышка сможет нормально осветить объекты.
Пример 2. Если ведущее число вспышки 58, а диафрагма также f/4, то вспышка сможет эффективно освещать объекты на расстоянии 14,5 м.
Обращаю ваше внимание, что эти расчеты приведены для ISO 100. Если параметр ISO будет отличаться, то дистанция эффективного применения вспышки изменится в соответствии с законом обратных квадратов, то есть если ISO равно 200, то она увеличится в 1,4 раза.