Все, что нужно знать об объективах. Часть 2
Итак, вы приобрели свою первую SLR систему, добро пожаловать в новый мир фотографии! Вы открыли ящик Пандоры и погрузились в огромное многообразие возможностей. Один из главных факторов, отличающих SLR камеры, это их возможность менять объективы. Во второй части этой статьи мы поговорим о важности объективов, объективах от сторонних производителей, уходе за вашим стеклом и многом другом.
Важность объективов
Я видел множество начинающих фотографов, вовлеченных в порочный круг совершенствования корпусов камеры и получающих в итоге лишь умеренные улучшения в производительности. Правда состоит в том, что вам лучше потратить деньги на хорошие объективы, которые непрерывно выпускаются вдогонку к новейшим камерам. Я знаю, что это очень соблазнительно приобрести эту новую «тушку» с возможностью записи видео или функцией выборочного окрашивания, но лучшее вложение денег – в создание набора объективов. Это правда, что камеры продолжают развиваться в количестве мегапикселей и качестве сенсора изображения. Однако если у вас нет хорошего объектива для проектирования изображения на сенсор, факт состоит в том, что вы теряете потенциал, который заложен в вашу камеру. Имея опыт работы на определенное количество профессиональных фотографов, я нечасто видел комплекты, включающие наиболее дорогие объективы на камерах последнего поколения.
Стекло всегда важнее. Если вы работаете с одной и той же системой, вам, возможно, не нужно беспокоиться о том, что ваши объективы станут несовместимыми или устаревшими. Только убедитесь, что вы не наполнили вашу коллекцию объективами с кроп-фактором перед переходом на полнокадровую камеру. Также, по моему опыту, существует еще одна возможность: я покупал объективы и продавал их двумя годами позже по той же цене или даже немного дороже. Покупаю б/у, а потом продаю снова. За половину стоимости от современного эквивалента, мой Nikon 80-200мм f/2.8 был сокровищем. Когда вам стоит покупать новую камеру? Лучший ответ, который я могу дать: «Не так часто, как 90% людей». Я знаю, что тяжело потратить $1000 (или даже $300!) на кусок стекла, но послушайте того, кто уже совершал эту ошибку: если у вас уже есть DSLR камера, приобретите лучше хорошие объективы или вообще ничего не покупайте. Другой простой ответ – это когда ваша текущая камера сломалась и не подлежит ремонту.
Объективы от сторонних производителей
В довесок к объективам от производителя вашей камеры, для ряда фотоаппаратов существуют также другие, выпускаемые сторонними компаниями. Tamron, Tokina и Sigma производят объективы для SLR камер, и перспектива их покупки является весьма соблазнительной по ряду причин. Прежде всего, эти объективы привлекательны из-за низкой цены. Оптика от сторонних производителей всегда стоит дешевле, чем «родная». Определенно, у сторонних производителей существуют великолепные объективы. По моему опыту, Tokina 12-24мм великолепен. Это достаточно распространенная ситуация: многие фотографы выбирают макро и сверхширокоугольные объективы от сторонних производителей, потому что не хотят тратить огромные деньги на специальные «родные» объективы, которые не будут использоваться очень часто.
Как свадебный фотограф, я не слишком часто снимаю на широкоугольные объективы, так что Tokina12-24мм – вполне приемлемый вариант для тех моментов, когда мне нужен широкий угол. Мой опыт работы с этими объективами давал смешанные результаты – есть великолепные линзы, а есть те, что работают не на должном уровне. Лучшее, что можно сделать – это потратить время и поискать обзоры для определенного объектива в интернете и сравнить полученные результаты с другими. В дополнение к этим бюджетным объективам от сторонних компаний, существуют также производители объективов класса «премиум», такие как ZeissиVoigtlander, которые стремятся превзойти объективы основных производителей. Объективы Zeiss - отличный пример. Будучи довольно дорогими, они имеют своих безумных фанатов. Хотя мнения о них разнятся, большинство соглашается в том, что способ, которым они передают изображение, уникален. Некоторые фотографы утверждают, что объективы, подобные этим, больше подходят для новой эры многомегапиксельных полноразмерных сенсоров, таких как в камере 5D Mark II. Zeiss производят объективы премиум-класса с ручной фокусировкой, имеющие своих преданных последователей.
Техническое обслуживание и чистка объектива
Если у вас есть прекрасные объективы, и вы снимали на них достаточно долго, вы без сомнения заметили, что они начинают выглядеть хуже, чем раньше, когда вы достаете их из коробки. Более чем вероятно, что у вас на передней линзе скопились пятна. Не переживайте, их обычно легко очистить. Существует ряд инструментов для очистки объективов, но мое основное приспособление – салфетка из микрофибры. Она лежит в маленькой сумочке и остается прикрепленной к ремешку моей камеры для удобства. Протрите передний элемент объектива круговыми движениями, это обычно позволяет убрать большинство пятен. Я обычно не использую жидкость или чистящий раствор, хотя если на объектив попало что-то липкое или твердое, это может быть необходимо. Кроме того, я бы не рекомендовал использовать такие продукты как Windex (да, я видел и такое) на вашем любимом объективе.
Недорогая салфетка из микрофибры идеальна для очистки объектива. Чистящее средство для окон или ваша футболка плохо подходят для этой цели, поскольку объективы сделаны не только из стекла, металла и пластика. Многие из элементов объектива, и особенно передняя линза, имеют покрытие, которое уменьшает блики и работает на то, чтобы аккуратно воспроизводить цвета. Изображения из 60-х и 70-х имеют тот самый «винтажный вид» частично потому, что они старые, но также потому, что покрытие объективов в то время было не слишком хорошим. Жесткие химикаты и грубые чистящие салфетки также могут повредить это покрытие. Мы потом поговорим о нем еще немного.
Еще один совет: постарайтесь не переборщить с очисткой. Некоторые помешанные на технике люди так увлечены своими объективами, что наносят больше вреда, чем пользы, во время чистки. Также, попробуйте использовать воздушную грушу, чтобы удалить частички пыли. Факт состоит в том, что самый легкий способ содержать стекло в чистоте – это в первую очередь беречь его от загрязнения. Также не забывайте, что стоит время от времени отправлять ваши объективы на профессиональную чистку и смазку, особенно если вы много снимаете. CLA (англ. «cleaned, lubed, adjusted» - «очищение, смазывание, настройка») может существенно продлить жизнь вашего оборудования. Это также относится к корпусу вашей камеры.
Фокусировка объектива
В первой части этой статьи, мы затронули вопрос значения автоматической фокусировки и немного поговорили о типах автофокусных систем. Мы узнали, что некоторые объективы имеют моторы, встроенные прямо в их корпус, в то время как некоторые объективы Nikon зависят от мотора, встроенного в камеру. Сегодня мы собираемся поподробнее рассмотреть механизм автоматической фокусировки.
Автофокус начинается с возможности камеры воспринимать сцену. Любая автофокусная камера оснащена системой, которая решает задачу определения расстояния до объекта съемки. Большинство современных камер используют «пассивную» систему автофокусировки. Эта технология может зависеть от измерения контраста, и именно поэтому фокусный центр располагается на области контраста, а не на равномерно окрашенных зонах. Другим вариантом является фазовый автофокус, который тяжело объяснить, но принцип его работы состоит в расщеплении света и объединении его, и в использовании триангуляции для определения расстояния. «Активные» системы в основном использовались на более старых камерах типа «навел и снял». Они посылали ультразвуковой или инфракрасный сигнал для измерения дистанции.
Многие объективы имеют шкалу, которая обозначает расстояние, на которое объектив сфокусирован. Мотор, как «отверточный» в камере, так и встроенный в объектив, помогает передвигать элементы, которые производят фокусировку изображения. Для осуществления фокусировки элементы объектива должны изменить свое положение, чтобы спроектировать резкое, сфокусированное изображение на сенсор.
Покрытие объектива
Задумывались ли вы, что делает один объектив лучше, чем другой? По большей части это связано с используемым стеклом, химикатами и смесями, применяемыми в процессе производства. Хотя множество людей считает, что объективы имели оптимальное качество несколько лет назад, инженеры основных производителей камер и объективов не перестают нас удивлять. Nikon создал свое нанокристаллическое покрытие («Nano crystal coating»), в то время как Canon противостояли им SWC-покрытием (субволновое защитное покрытие). Обе эти компании добились огромных успехов в контроле бликов и повышении общего качества изображений. Дополнительные покрытия, такие как «ED» и флюоритовые, вносят свой вклад в усовершенствование оптики, существующей сегодня. Хотя множество классических объективов уже предполагают выдающуюся резкость, эти современные объективы олицетворяют собой технологический прорыв, о котором инженеры прошлого не могли и мечтать.
Специальные объективы
Помимо стандартных широкоугольных, нормальных и телеобъективов, существует также ряд «специальных» объективов, которые позволяют получать уникальные изображения. Давайте рассмотрим некоторые из них:
Fisheye («Рыбий глаз»)
Кто-нибудь смотрел через «глазок» в отеле и двери квартиры? То, как этот глазок искажает ваше поля зрения, очень похоже на картинку, которую вы видите через объектив «рыбий глаз». Представьте, что изображение растянуто вокруг сферы – это фактически тот эффект, какой дает «Fisheye». Он так называется, потому что схожим образом вода искажает направление света. Если вы находитесь под водой, смотря на что-то, вид получается таким же. Часто вы можете увидеть, что объективы такого плана используются для получения специальных эффектов, например, при съемке автомобилей. Также, NASA использует линзы, подобные этим, для съемки в замкнутом тесном пространстве, где даже широкоугольные объективы не способны полностью охватить сцену.
Шифт-объектив (Tilt Shift)
Шифт-объективы (объективы с коррекцией перспективы) – это специальная разновидность объективов, позволяющих передвигать оптические элементы внутри объектива. Это, в свою очередь, позволяет совершать корректировку перспективы, что невозможно в стандартных объективах. Часто используемые для архитектурных съемок, шифт-объективы позволяют фотографу изменять перспективу так, что линии здания остаются прямыми и изображение не выглядит так, как обычно при съемке снизу вверх.
Также шифт-объективы при правильной настройке позволяют запечатлеть вид таким образом, что он становится похож на миниатюру. Шифт-объективы, такие как этот Nikon, предназначены для изменения изображения путем коррекции перспективы.
Помимо эффекта, который обеспечивают шифт-объективы, они также позволяют получить максимально четкое изображение. Некоторые студийные и предметные фотографы предпочитают использовать их за эту практически непревзойденную четкость и гибкость.
Lensbaby
Lensbaby - недавний игрок на потребительском рынке объективов. Производя широкий спектр специальных объективов, Lensbaby также предлагает эффект «шифт-объектива» по невысокой цене. Они также выпускают объективы с простым дизайном и пластиковой оптикой для тех, кто хочет попробовать получить эффект «игрушечной камеры» на своей SLR камере.
Заключение
Мы рассмотрели множество вопросов, касающихся объективов, в рамках этой статьи, но еще очень многое вам только предстоит узнать! Каждый объектив предлагает различные способы передачи изображения и его «отрисовки». Использование различных объективов позволяет вам воспроизводить объект таким способом, как вы его видите, и позволяет вам использовать все преимущества гибкости SLR камер.