Фототехника для макросьемки

Полезно обзавестись пультом ДУ или тросиком, если вы снимаете пленочной камерой. Также для нее понадобится экспонометр. Для съемки предпочтительно использовать объективы именно с фиксированным фокусным расстоянием – необходимости в зуммировании здесь нет, съемка неспешная, а качество не сравнить с зумом. Разумеется, фокусное расстояние нужно выбирать, исходя из собственных задач. Если вы еще не определились с выбором оптики, хочется порекомендовать универсальный комплект из двух объективов – стандартный «полтинник» 50 мм и макрообъектив с фокусным расстоянием 100 мм. Такого комплекта вам хватит для многого. При выборе зума учитывайте, что «предметку» лучше снимать издалека телеобъективом, а не с близкого расстояния широкоугольным объективом.
Если вы не планируете приобретать объективы с фиксированным фокусным расстоянием, то обращайте внимание на качественные универсальные зумы: объективы с фокусными расстояниями 24–70, 24–85, 28–70. Зумы большей кратности не рекомендуются. В качестве альтернативы «родной» оптике можете рассмотреть очень недорогой, но в то же время достаточно качественный зум объектив Tamron SP AF 28–75 mm f/2.8 XR Di LD Aspherical [IF] Macro. По возможности старайтесь отходить от зумов. Их качество всегда ниже, чем у «фиксов», а всевозможных искажений больше. Обязательно установите на объектив бленду, чтобы исключить паразитную засветку и сделать изображение контрастным. Снимая в прямом контровом свете, установите глубокую бленду.
Какую камеру использовать? С одной стороны, компактные камеры в данном случае очень удобны. Вы можете воспользоваться поворотным ЖК экраном; так как площадь матрицы небольшая, ГРИП будет высокой. Компакт в силу небольших габаритов проще расположить в нужном месте. С другой стороны, у компактов «букет» недостатков: слабая оптика, высокие шумы, худшая цветопередача и очень узкий динамический диапазон. В результате вы рискуете получить пересвеченные участки на бликах и не очень качественное изображение в целом. Вполне достаточно будет зеркальной камеры с матрицей APS C – такая «зеркалка» (даже начального уровня) с разрешением 10 МП позволит вам прекрасно справиться с задачей. Хорошо, когда минимальная чувствительность у камеры составляет 50 единиц ISO.
Не окажется лишним фокусировочный экран с клиньями. В качестве источника освещения вы можете подобрать собственный студийный комплект или готовый набор, лучше всего импульсные источники – студийные вспышки. Можно обойтись и двумя, но желательно, чтобы у вас было три источника импульсного света. Если на вспышках вы будете использовать цветные светофильтры, изготовленные из пластмассы, не включайте пилотный свет – они могут расплавиться и покоробиться. Для съемки предметов желательно применять софт бокс, такой источник света с большой площадью позволит получить рассеянный свет. Также на поверхности изделий он даст ровный блик. Оптимальный размер софт бокса – 60x80 см, он подойдет для изделий размером не более 50 см. Чтобы добиться более контрастного освещения с отчетливыми тенями, используйте софт боксы меньшего размера или узкие софт боксы – стрипы. На источник заполняющего света вы можете установить зонт.
Штанга «журавль» даст вам возможность расположить студийную вспышку непосредственно над предметом. Стандартная вертикальная стойка не позволяет установить моноблок в таком положении. Предметы нужно на чем то разместить. Сначала возникает мысль о необходимости покупного предметного столика. Однако не спешите потратить деньги на стол, который вам предлагают в фотомагазинах. Возможно, для вас он будет не совсем удобным. Вначале используйте импровизированные и самодельные варианты и определитесь, какого плана конструкция вам нужна. В некоторых случаях может оказаться, что стол или подставка на одной ножке окажется удобнее, особенно поворотная. Вы сможете расположить вокруг него стойки с осветителями, штатив. Очень удобно, когда высота столешницы может регулироваться.
Неплохо установить над предметным столом дополнительно лампу с выключателем, которая не помешает как дополнительный источник света и как подсветка автофокуса камеры. В процессе съемки вам могут понадобиться разные «мелочи»: двусторонний скотч, булавки, кнопки, прищепки, магниты, баллончики со сжатым воздухом, специальная жидкость, которая сделает поверхность блестящих предметов матовой, зеркальце, самодельные отражатели.