Фотосъемка прибрежных пейзажей. Часть 1

Схватите детали
Снимая морское побережье на пленку, вы используете те же приемы, что и при сьемке другого типа местности. Но если говорить о композиции и точке сьемки, то вблизи моря их выбор будет в большей степени зависеть от состояния неба. Если на небе красивые облака, я непременно включаю их в кадр, если же небо хмурое и лишено привлекательности, я концентрирую внимание на фотографировании отдельных деталей побережья. Находясь у моря, не стремитесь снимать исключительно панорамные виды, в особенности пляж, ведь здесь можно найти и малые обьекты, достойные внимания: прудки, образовавшиеся в результате приливов, камни необычной формы, рисунки на песке.
При плохих погодных условиях, когда краски становятся размытыми, постарайтесь мысленно представить образ и снимайте на черно-белую пленку; такие элементы прибрежного пейзажа, как дамбы, волнорезы, валуны и галька, имеют четкую графическую форму и потому зачастую лучше смотрятся на черно-белых снимках, нежели на цветных. Попробуйте различные приемы фотосъемки, в особенности установку длительной экспозиции, для того чтобы снять волны, плещущиеся среди статичных обьектов: камней, дамб и волнорезов.
Когда начинаются приливы
Приятной особенностью при съемке морского побережья, и главным образом пляжей, является то, что ежедневно вы начинаете работу словно с чистого листа. Каждый следующий раз, когда вы приходите на одно и то же место на берегу моря, перед вами предстает иной вид, Море беспрестанно выбрасывает на берег новые раковины, мелкие обломки, рисует причудливые узоры на песке, образует прудки и лужи - все это побуждает фотографа снимать не только панорамные сцены, но и небольшие детали. Каждый новый прилив являет новые тайны, которые очень скоро уносит с собой в бездну очередная волна.
Чтобы планировать свою работу заранее, важно знать время приливов. Если вы хотите снимать с длительной выдержкой некоторые характерные черты пляжа, например выступающие в сумерках или ранним утром камни над водой, важно знать, что сила прилива позволит вам сделать это. Когда вы снимаете бьющиеся о берег волны, убедитесь, что штатив, на котором вы закрепили камеру, достаточно глубоко врыт в песок. Набегающая и уходящая вспять волна размывает почву, и в какой-то момент вы вдруг обнаружите, что во время длительной экспозиции ваш штатив буквально плавает в песке. В результате вы получите нечеткий снимок и искривленную линию горизонта.
Смена времен года
Смена времен года играет определяющую роль в изменении внешнего облика морского побережья. Выясните, когда на морском берегу распускаются цветы, и запланируйте свой визит к морю на то время, когда растительность, покрывающая прибрежные мысы, пребывает в состоянии полного цветения, когда краски наиболее ярки. Например, в Великобритании я отправляюсь на побережье в мае, когда розовым цветом зацветает армерия. Общий колорит прибрежных мысов интенсивно меняется на протяжении года: в местностях с нежарким климатом зимой берег моря, окрашенный в коричневые тона, выглядит тускло и безжизненно. Но все меняется здесь с приходом весны, когда природа вспыхивает яркими красками и все начинает пульсировать и жить.
Защита аппаратуры
Во время работы на берегу моря важно не допустить попадания на аппаратуру брызг, поскольку соль, содержащаяся в морской воде, может вызвать повреждение техники и аксессуаров. Большие полиэтиленовые пакеты, - недорогой и эффективный способ уберечь камеру от внешних воздействий. Храните камеру в пакете, так как соль, содержащаяся в воздухе, может испортить аппаратуру. Оставьте открытым только отверстие, в которое вставляется объектив. С помощью прочной эластичной ленты прикрепите пакет к объективу. На многих островах, особенно Карибских, постоянно дуют пассаты, поэтому следите за состоянием переднего стекла на объективе - мелкие морские брызги на нем могут испортить кадр. При сильном ветре камеру, обернутую полиэтиленовым пакетом, следует поместить в пластиковый контейнер, чтобы на нее не попадал песок, когда вы ставите ее на землю.