Свет - инструмент фотографа
Главный мой инструмент - не фотоаппарат, а свет. Это им я рисую и пейзажи, и портреты, и натюрморты. С помощью света можно решить три фотографических задачи: техническую, изобразительную и композиционную. Техническая задача - получение фотографического изображения - решается с помощью фотоаппарата: строго отмеренное количество определенного по спектральному составу света направляется через объектив в определенное место кадра.
Изобразительная задача. Для получения красивой фотографии недостаточно просто залить светом пространство, попавшее в поле видоискателя. С помощью света на плоскости снимка можно изобразить, то есть нарисовать, окружающий нас трехмерный мир. Свет (точнее, светотень) позволяет передать округлость яблока и нежность кожи ребенка, графичность кованой рещетки и ноздреватость гранитной мостовой, красоту хрустального бокала и блеск столового ножа, нежные краски туманного утра и яркие огни ночного города.
Композиционная задача. Тени, которые отбрасывают освещенные объекты, можно использовать как композиционные элементы. Иногда тени так красивы, что становятся центром композиции. Иногда они помогают соединить в единое целое разрозненные части кадра, придавая ему полную композиционную завершенность.
Свет может быть направлен на объект съемки отовсюду: сверху и снизу, справа и слева, спереди и сзади. При этом каждый раз создается присущий данному направлению света теневой рисунок, который влияет на восприятие фотографии зрителем. Фотографы, анализируя свет, льющийся на объект съемки, различают:
- задний (или прямой) - направленный на объект съемки из-за спины фотографа;
- верхний - направленный на объект съемки сверху;
- нижний - направленный на объект съемки снизу;
- верхнебоковой - направленный на объект съемки под углом справа или слева от камеры;
- боковой - направленный на объект съемки строго сбоку;
- заднебоковой - направленный на объект съемки под углом сзади и справа или слева от камеры;
- контровой - направленный в сторону объектива камеры.
Часто для создания снимка, как на улице, так и в помещениях, фотографы используют сразу несколько источников света. При этом каждый их них имеет свое назначение и наименование:
- рисующий - это основной свет (все прочие виды света играют вспомогательную роль), с его помощью создается светотеневое решение снимка. Рисующий свет может быть направлен на объект съемки отовсюду;
- заполняющий - с его помощью подсвечивают тени, придают им легкость и прозрачность. Без него в тенях могут образоваться совершенно черные зоны - иногда это используется как художественный прием, но чаще в тенях читаются хоть какие-то детали;
- контровой - направляется на объект сзади и поддерживает рисующий свет, создавая в освещенных им зонах дополнительные блики; иногда помогает оторвать объект от фона, когда яркость фона и самого объекта совпадают;
- контурный (или контражур) - разновидность контрового света. Образуется спотом (специальным источником направленного жесткого света, который дает очень узкий пучок лучей), установленным за головой модели и направленным точно в объектив фотокамеры. Такой источник света рисует вокруг объекта съемки яркий контур, лишенный деталей;
- фоновый - применяется для освещения фона, для создания на нем светотеневого рисунка, поддерживающего тот светотеневой рисунок, который создан для освещения объекта съемки.
Свет различают и по качеству:
- мягкий (или рассеянный) - это свет пасмурного дня или прикрытого набежавшей тучей солнца; свет, отраженный от белой стены, фотозонтика (со светоотражающей внутренней поверхностью, либо полупрозрачного, работающего на просвет) или специальных осветительных приборов рассеянного света - софтбоксов (от английского soft - мягкий). Такой свет не образует резких теней;
- жесткий (или направленный) - это свет солнца или осветительных приборов с малым размером светящегося тела: ламп накаливания, уличных фонарей, спотов. Жесткий свет образует резко очерченные, глубокие тени.