Равновесие в кадре


    Равновесие в кадреКомпозиционные «весы» я всегда ношу с собой и, рассматривая фотографии, мысленно взвешиваю их содержимое (понятно, что темные пятна тяжелее светлых, а красный предмет перевесит зеленый). Мне нравится, когда предметы на фотографии подчиняются законам тяготения, когда внутри каждого снимка царят гармония и равновесие. Выстраивая снимок, стараюсь не располагать все объекты в одной половине кадра, иначе снимок развалится. Если верх фотографии будет очень темным, а низ светлым, зрителю инстинктивно захочется его перевернуть.

    Стоит включить внутренние «весы» и проанализировать уравновешенность картинок, как обнаружится, что многие требуют хирургического вмешательства -кадрировки, то есть ампутации свободных от смысловой нагрузки пространств. От этого снимки обычно только выигрывают. Однако кадрировка, как правило, приводит к уменьшению площади негатива и тем самым снижает его качество при увеличении снимка: падает резкость, вырастает зернистость (неоднородность почернения равномерно экснонированного и проявленного участка фотопленки). Поэтому уравновешивать кадр следует в процессе съемки.

    Поначалу, когда я учился снимать, я мысленно представлял себе, что плоскость снимка сбалансирована на кончике иглы. Достаточно положить на любую точку этой воображаемой конструкции гирьку, как для удержания равновесия придется использовать противовес. Таким противовесом может быть не только предмет, но и тень от него, а также то, что даже не вошло в кадр, то, что материализуется из мысленного продолжения движения главного объекта в кадре.

    На этапе ученичества имеет смысл поснимать натюрморты - мертвая натура позволяет, не торопясь, продумать все элементы композиции. Снимая натюрморт, следует, прежде всего, найти место для главного предмета, только после этого можно заполнять свободное пространство снимка чем-то другим. Наиболее простым решением может показаться центральное расположение главного объекта или симметричная композиция. Однако симметрия убивает жизнь в кадре, природа симметрии не любит. Зато ее любят архитекторы, поэтому при съемке симметричных сооружений симметричная композиция будет органична.

    Продуманное нарушение симметричного композиционного равновесия может придать снимку дополнительный смысл, волнующую эмоциональность или загадочность. Такой снимок должен вызывать неосознанное беспокойство у зрителя, задерживая тем самым на себе его внимание.

    Единая и неделимая

    От хорошего снимка невозможно отрезать ни одного миллиметра, не причинив ему вреда. В нем все взаимосвязано, как в хорошем часовом механизме, - вынешь любую шестеренку, и часы станут безделушкой. Начинающие любители довольно часто нарушают композиционные законы, в результате чего фотография разваливается на части. Это происходит, когда автор при съемке беззаботно закладывает в конструкцию снимка вертикальную, горизонтальную или диагональную сквозную линию. Чаще всего она делит снимок на равные или почти равные части по линии горизонта. Небо в этом случае живет и без земли. Но стоит только сдвинуть горизонт вниз или вверх, к точкам золотого сечения, как конструкция снимка становится заметно прочнее. Уравновешивается она, если удается выровнять яркость верхней и нижней частей кадра или вывести линию горизонта в нерезкость. Объединяют верх и низ снимка общие детали: дерево, травинка, скала, фигура человека, отражение в воде и т. п.

    Еще один враг композиционного единства - фонарный столб или любая подобная вертикаль. Их вокруг очень много, и не только в городах. Они коварно втискиваются в рамки композиции и, словно вирусы, разрушают ее изнутри. Самые неприятные столбы вырастают точно посередине кадра. Ищу способ построить кадр иначе, меняю точку съемки, смещаюсь вправо или влево. Наконец добиваюсь своего - столба в кадре нет, но он продолжает разрушать картинку, режет ее опутавшими небо проводами. Ничего не остается, как найти всем вертикалям, горизонталям или диагоналям такое место, где они превращаются из врагов в союзников. Провода, например, если отодвинуть их на периферию кадра и посадить на них птичек, становятся своеобразным орнаментом или используются как деталь, связывающая отдельные части фотографии. Если компоновать кадр во время съемки, меняя точку съемки или границы кадра, увеличивая или уменьшая масштаб главного элемента, то не придется резать его позже, улучшая композицию или вычленяя из нее отдельные части с помощью режущих инструментов.

     
    Фотостудия FLAT57
    
    Декор зал...
    Контакты

    ВК: https://vk.com/flat57
    ВК: https://vk.com/flat57studio
    отзывы: http://wedmen.ru/olga-galitsyina/
    Голосования
    Какую фотосъемку вы бы хотели?
     

    Рейтинг@Mail.ru