Композиция. Выделение главного

Начинать компоновку каждого конкретного кадра всегда приходится с отбора из великого множества объектов, попадающих в поле зрения, только тех, которые хочется запечатлеть и донести до зрителя. Это первичный отбор, и его приходится производить уже потому, что заполнить снимок всем тем, что видит глаз, технически невозможно: фотографа ограничивает рамка кадра. Обычно, глядя в видоискатель камеры, мы видим прямоугольник с соотношением сторон три к четырем, и это не случайно - такое соотношение почти соответствует правилу золотого сечения, то есть гармоничной пропорции (если прямоугольник поделить по вертикали и горизонтали на три равные части, места пересечения воображаемых вертикалей с горизонталями и будут заветными точками притяжения глаза зрителя.
Однако существуют фотоаппараты и с квадратным размером кадра, а также панорамные камеры с соотношением сторон три к одному. Многие фотографы работают такими камерами, и «негармоничные» рамки кадра не мешают им с успехом решать композиционные задачи. В рамке кадра, как правило, оказывается не один объект, а несколько, и возникает необходимость делать выбор второй раз, решая, что в кадре самое важное, и выделяя это важное из множества других деталей. Выделение сюжетно важного объекта - одна из главных задач в процессе построения композиции.
Делается это разными способами:
- проще всего разместить сюжетно важный объект на переднем плане - глаз зрителя безошибочно отыщет его;
- не потеряется он и в геометрическом центре снимка;
- а также в четырех точках золотого сечения;
- часто главное размещают и в точке схода перспективных линий или рядом с этой точкой. Глаз зрителя непременно проследит за тем, куда ведут эти линии, и увидит то, ради чего и был сделан снимок;
- свет - еше один способ выделения дорогих вашему сердцу объектов. Часто начинающие любители снимают кадр, равномерно освещенный, где все объекты одного размера и тона. В этом случае глаз будет долго блуждать в поисках того, ради чего, собственно, был нажат спуск, тогда как современные зрители привыкли к бешеному ритму жизни, им некогда долго задерживать внимание на чем-то одном. Если в первые секунды рассматривания фотографии мне не удалось понять, о чем она, я чаще всего теряю к ней интерес, и так поступают многие. Но если какая-то часть снимка будет освещена больше других, зритель сразу же обратит на нее внимание;
- столь же надежно работает и тональное выделение - темный объект на светлом фоне или белый объект на темном фоне;
- резкость или нерезкость - один из лучших способов выделения главного в кадре. Резкий предмет па размытом фоне трудно не заметить, так же как и смазанное пятно на резком фоне.
В практической фотографии для достижения цели часто используется сразу несколько перечисленных способов привлечения внимания зрителя к главному объекту. Изобретение композиционных коктейлей - увлекательное занятие.
Нетипичные сюжеты
Большинство сюжетов складывается из множества пятен разной яркости. Если замерить каждое пятно, а потом вывести среднюю яркость арифметически, чаше всего она будет близка к среднесерой. Именно поэтому так популярны автоматические режимы замера экспозиции по всему полю кадрового окна - интегральная экспонометрия. Большинство современных камер снабжаются такими режимами. Они очень точно работают, если сюжет удается свести к среднесерому тону. Но есть множество случаев, когда объект не хочет подчиняться интегральной экспонометрии. Он требует индивидуального подхода. Например, на концерте или в театре в свете направленных на сцену прожекторов окажется только малая часть кадра, тогда как фон будет совершенно черным.
В этом случае интегральный замер даст сильную передержку. Производители фототехники подумали об этом и снабдили экспонометры точечными режимами замера экспозиции. При включении этого режима угол зрения экспонометра ограничивается до 1-2°. Теперь в любом, даже очень контрастном сюжете, можно вычленить объект, который необходимо передать как среднесерый, и сделать замер по нему. Таким образом легко справиться с трудностями замера экспозиции при ночной съемке или при съемке против света. Даже при съемке заката, когда в кадре присутствует солнце, а интегральный замер ничего не дает, «точка», направленная на тот участок неба, который необходимо передать на картинке как серый, покажет абсолютно точную экспозицию.