Как выбрать экспозицию


    Как выбрать экспозициюНа практике перед фотографом стоит задача выбрать такую экспозицию, такую пару выдержка-диафрагма, которая позволит наиболее точно передать на фотографии все характеристики снимаемого объекта. В процессе съемки мы имеем дело с яркостью света, на отпечатке же видим пятна различного тона. Непосредственно свет передается на снимке повышением светлоты цвета и тона. Любой объект и его изображение с точки зрения фотографа представляют собой комбинацию участков различной освещенности. В жизни редко случается, что самое яркое пятно снимаемого объекта бывает светлее самого темного более чем в сто раз. Черно-белые пленки способны передавать разницу в два раза большую, цветные негативные - несколько меньшую.


    Но на практике только ошибка в выборе экспозиции может помешать получить картинку с правильно переданными деталями, причем как на светлых, так и на темных участках изображения. Чтобы не ошибаться, надо запомнить шкалу американского фотографа Ансела Адамса, который разделил все существующие яркости и тона на десять зон-ступеней - от самой черной до самой белой:
    первая зона - совершенно черная. Это те части изображения, где нет никаких деталей;
    вторая зона - тоже черная, но слегка светлее первой. Детали здесь могут не различаться;
    третья зона - светлее второй, но с передачей едва заметных деталей. Так может на фотографии выглядеть черный бархат, кора дерева в тени и т. п.;
    четвертая зона - темные тона на темной одежде, волосах, деревьях, затененной листве, мокром асфальте и т. п.;
    пятая зона - тень на сухом асфальте, листва деревьев, темный загар на коже и т. п.;
    шестая зона - среднесерый тон, отражающий примерно 18% падающего света: зеленая трава, красный кирпич, сухой асфальт в тени при рассеянном облаками солнечном свете и т. п. Именно этой зоне шкалы Адамса соответствует тон, который служит эталоном для всех экспонометров, как автономных, так и встроенных в фотоаппараты. Это та самая печка, от которой нужно плясать при анализе объекта съемки. Запомните как можно больше предметов, которые отражают свет примерно так же, как среднесерая карта. Такие карты можно купить в фотомагазинах, а можно изготовить самому. Я, например, всегда ношу с собой небольшой кусок серого сукна. Эта ткань очень удобна в работе: матовая, абсолютно не бликует, не мнется, не рвется, легко принимает форму того предмета, на который ее кладешь, и, следовательно, освещается под тем же углом, что и снимаемый объект.
    седьмая зона - безоблачное синее небо, газетный лист и т. п.;
    восьмая зона - едва заметные детали на светлом фоне: светло-серые, желтоватые, кремовые, серебристые, а также снег, освещенный боковым светом солнца, и т. п.;
    девятая зона - почти белый тон: подвенечное платье невесты с бледной вышивкой и т. п.;
    десятая зона - абсолютно белый тон: блики металлических поверхностей, ярко освещенный белый фон в студии, источники света и т. п.

    Каждая зона этой шкалы светлее или темнее соседней ровно в два раза. Достаточно изменить диафрагму или выдержку на одну ступень, чтобы сместиться на одну зону шкалы.

    Теперь, зная, в какой зоне серой шкалы Адамса находится большая часть снимаемого вами кадра, вы сможете поправить «глупый» экспонометр своего фотоаппарата. К примеру, вы снимаете зимний пейзаж. При замере отраженного от снега света любой, даже самый точный, фотоаппарат попытается загнать снег в шестую зону, и на фотографии он получится серым. А чтобы снег стал похож на снег, вам необходимо в соответствии с восьмой зоной шкалы Адамса пропустить к пленке примерно в четыре раза больше света, чем рекомендует автомат. Для этого надо открыть диафрагму или увеличить выдержку на две ступени. Анализируйте так все сюжеты, и тогда вас не постигнет горечь разочарования.

    Как снимать против света
    1. Если необходимо снять объект, который находится между вами и главным источником света, проанализируйте ситуацию.
    2. Пленка не сможет одинаково хорошо передать детали и в теневых местах сюжета, и в освещенных. Вам необходимо выбрать, что важнее.
    3. Если важно проработать тени, включите вспышку аппарата и подсветите передний план.
    4. Если важно то, что находится на освещенных участках кадра, выключите вспышку и доверьтесь автоматике. При этом неосвещенные участки кадра получатся совершенно черными, то есть силуэтами.
    5. Сделайте экспозиционную вилку плюс-минус одно деление диафрагмы.

     
    Фотостудия FLAT57
    
    Новогодни...
    Контакты

    ВК: https://vk.com/flat57
    ВК: https://vk.com/flat57studio
    отзывы: http://wedmen.ru/olga-galitsyina/
    Голосования
    Какую фотосъемку вы бы хотели?
     

    Рейтинг@Mail.ru