Творческая работа со светом. Часть 1
Усвоив основы фотографического освещения, вы можете перейти к творческим экспериментам. Существует множество приспособлений, помогающих формировать световой поток и управлять им. Воображение и настойчивость помогут вам найти свою индивидуальную манеру съемки портретов. Эта глава рассказывает о нескольких простых техниках, которые раз и навсегда изменят ваши представления о возможностях света.
Открытая лампа
Когда свет от лампы смягчается абажуром или направляется рефлектором, мы управляем распределением и контрастностью света. Технику съемки, при которой они не регулируются, называют «открытая лампа». Однако снимки, полученные с таким освещением, могут быть очень впечатляющими. Простейший способ продемонстрировать эту технику - снять абажур с висящей в комнате люстры. Вы тут же увидите, как свет проникает во все углы и щели, отражаясь от одних поверхностей и создавая черные провалы в тенях других. Такое освещение очень напоминает яркий солнечный свет, и я использую его, располагая объект съемки как можно дальше от источника, если хочу получить более мягкое освещение. Или ставлю человека рядом с источником, если нужны длинные и резкие тени.
Я часто использую технику открытой лампы, когда снимаю с переносной вспышкой - она подсвечивает отдельные детали в тенях, помогая фотографировать при ярком солнечном свете. Однако при съемке с открытой лампой могут возникнуть проблемы с контрастом, отражением и распределением света. Если вы хотите получить максимальный контраст и яркость, ставьте человека близко к лампе. И, наоборот, освещение мягкое и менее контрастное при большем расстоянии до лампы. Другая распространенная проблема при съемке с открытой лампой - появление бликов в объективе. Они возникают из-за того, что какие-то лучи света от источника попадают в объектив. На фотографии они выглядят как засветки, чаще всего шестиугольной формы (как диафрагма). Чтобы они не появлялись, присоедините к объективу светозащитную бленду или двигайте лампу, пока блик не исчезнет. Впрочем, не бойтесь и творчески использовать появляющиеся засветки.
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ
• Избегайте использования нескольких открытых ламп одновременно, поскольку количество отраженного света увеличивается и обязательно появляются засветки.
• Если источник света невозможно передвинуть, а объектив прикрыть от засветок рукой или картонкой, попробуйте фотографировать с более высокой точки.
• Снимайте со светозащитной блендой на объективе, чтобы предотвратить появление засветок.
А ТЕПЕРЬ ПОПРОБУЙТЕ...
В темной комнате снимите с лампы абажур и посмотрите, насколько контрастен рисунок света, когда человек стоит близко к источнику. А теперь отодвигайте человека дальше от лампы и наблюдайте, как освещение смягчается.
В круге света
Прожекторное освещение дает небольшой резко очерченный круг света. Характер освещения напоминает театральное. Портреты в такой манере бывают очень выразительными. Эффект прожекторного освещения можно создать с помощью разных приспособлений. Например, тубусной насадки (обычно она имеет форму конуса), которую часто путают с прожекторной насадкой, хотя возможности управления светом у тубуса весьма невелики. Тубус дает эффект прожекторного освещения, если расположен к объекту очень близко или когда это единственный источник света при съемке. Тубус часто используется на подсветке волос, поскольку он не только позволяет управлять светом, но и создает более естественный рисунок за счет мягкого перехода света в тень. Тубус можно применять и для выделения отдельных деталей изображения, например, лица. Я обычно пользуюсь тубусом, чтобы подсветить фон, особенно когда он цветной или очень темный.
Эффект театрального освещения можно использовать с фильтрами Gobo, проходя сквозь которые луч света проецирует рисунок фильтра на объект съемки или на фон. Вы можете имитировать, например, льющийся через церковный витраж свет или лучи солнца, пробивающиеся сквозь деревья в лесу. Только оптически фокусируемый прожектор или фокусируемая прожекторная насадка позволяют получить идеально ровный, с четким контуром круг света. Вы можете решить сами, фокусировать прожекторную насадку или расфокусировать - эффект получается разным.
Снимая портрет с фокусируемой насадкой, прежде всего решите, будете ли вы освещать ею объект съемки или декорации. Когда освещаете объект съемки, фон и декорации лучше выбирать темные - для имитации сценического освещения. Когда прожекторная насадка направлена на фон, особенно если при этом вы используете еще и фильтры Gobo, проследите, чтобы никакие другие источники, в том числе рисующий свет, не попадали на фон, иначе желаемый эффект будет потерян.
А ТЕПЕРЬ ПОПРОБУЙТЕ...
В темной комнате направьте фонарь на светлую стену. Затем разместите в луче света различные объекты. Вы увидите, что чем ближе к фону расположен объект, тем резче тень от него. Попробуйте перемещать фонарь вокруг объекта, наблюдая происходящие изменения. Похожего эффекта можно добиться, если работать с лучом света, пробивающимся сквозь маленькую щель в плотных шторах.