Портреты в светлой тональности

Портрет в светлой тональности (High кеу)
Если вы хотите получить очень ясный и простой портрет, который подчеркивал бы динамику позы, это портрет в светлой тональности. Установка света для него немного сложнее, чем для предыдущих вариантов, поскольку будет задействовано несколько источников света и придется внимательнее следить за распространением света и контрастностью. Термин High кеу («высокий ключ») описывает снимок, решенный в светлой тональности, со светлым задним планом, даже более светлым, чем сам объект съемки. Снять погрудный портрет в такой тональности просто, но чем больше людей на снимке, тем больше вам придется потрудиться.
Схема света для портрета в светлой тональности включает пять источников: заполняющий свет с большим софтбоксом, который мягко освещает все тени; рисующий свет с шестигранным овальным софтбоксом, установленный под 45° к объекту съемки, он моделирует фигуру, рисует ее объем и формы; подсветку волос, расположенную с той же стороны, что и рисующий свет, но сзади, чтобы создавать достаточную освещенность плеч и волос; и, что очень важно, две фоновые подсветки - по одной с каждой стороны, они освещают одновременно и фон, и пол. При съемке портретов в светлой тональности возникают две основные проблемы: если фон недостаточно освещен, он выглядит грязным, а если фон, наоборот, освещен слишком сильно, появляются ореолы вокруг волос или плеч, образуется легкое свечение.
Заполняющий свет
Прибавьте мощность заполняющего света, чтобы лучше проработать детали в тенях, установив ее на одну ступень ниже мощности рисующего света. Смягчив заполняющий свет, вы избавитесь от бликов и отражений, а также добьетесь ровного распределения света по всей плоскости объекта съемки.
Рисующий свет
Рисующий свет обычно смягчается большим софтбоксом, который дает более нежные тени. Альтернатива софтбоксу - рефлектор с более жестким светом, но в этом случае объект будет отбрасывать довольно резкую тень в направлении от рисующего света. Не забудьте установить мощность рисующего света на одну ступень выше, чем мощность заполняющего, даже если рисующий ослабляется рассеивателем софтбокса, это вполне достаточный контраст.
Подсветка волос
Хотя этот источник света не обязателен, я люблю использовать его при съемке портретов в светлой тональности. Он добавляет блеска волосам и подчеркивает форму головы. Я устанавливаю свет на f/8 для темных волос и f/4 для светлых, поскольку свет, падающий сзади, кажется вдвое ярче.
Фоновый свет
Подсветка фона - основной секрет портретов в светлой тональности. Установите приборы с двух сторон и направьте их на фон так, чтобы края световых лучей пересекались в центре. Если все будет сделано правильно, весь фон будет залит светом. Проследите, чтобы полученное освещение не напоминало свет от двух автомобильных фар. Мощность фоновой подсветки должна быть на две ступени больше мощности рисующего - если рисующий установлен на f/8, выберите для фоновой подсветки f/16. Если же у приборов недостаточно мощности, просто помните, что разница должна составлять две ступени. Если максимальное значение для фоновой подсветки f/8, то выберите для рисующего значение f/4 и соответственно измените диафрагму объектива.
А ТЕПЕРЬ ПОПРОБУЙТЕ...
Потренируйтесь снимать простейшие портреты в светлой тональности, используя белый фон или крашеную стену в очень ярко освещенной комнате. Если у вас нет возможности поработать в ярко освещенной комнате или со студийным светом, воспользуйтесь маленькой комнатой, равномерно освещенной верхним светом, который вы сможете замерить. Если это невозможно, используйте отдельный источник для освещения человека сбоку или со стороны камеры, этот свет нужно подобрать на две с половиной ступени диафрагмы ниже, чем общая освещенность в комнате. Но делайте это в крайних случаях, поскольку вам придется установить более длинную выдержку и, возможно, использовать штатив или смириться с небольшой размытостью изображения. Если у вас нет белого задника, воспользуйтесь несколькими большими белыми простынями, чтобы покрыть ими пол и задний план. Проследите, чтобы простыни не были мятыми, поскольку от складок появятся тени и снимок будет испорчен.
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ
Снимая в светлой тональности с различных по высоте точек, помните, что в кадр могут попасть пол или потолок. Белый фон в моей студии к концу рабочего дня выглядит грязным, но небольшая работа в Photoshop очистит его от следов ног. Сначала откройте файл, настройте белую точку, сдвинув указатель белой точки в окне Levels влево, тем самым повысив яркость и контрастность. Затем выберите ластик (Erase), нажмите Erase History на верхней панели и почистите изображение. Но теперь, когда контрастность была повышена, вы можете удалить все оставшиеся пятна, так же как и загрязнения вокруг фигуры человека.
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ
• Чтобы на фоне не было видно швов, используйте рулонную белую бумагу.
• Я использую белый бумажный фон в сочетании с белым же виниловым покрытием для пола. Это упрощает уборку и предотвращает загрязнение бумаги.
• Если вы снимаете с цветными фильтрами, чтобы получать снимки в светлых пастельных тонах, уменьшите мощность одной из фоновых подсветок.
Портреты в светлой тональности с использованием одного источника света
Если вам кажется слишком сложным устанавливать все приборы для съемки портрета в светлой тональности, попробуйте использовать всего один источник света. И снова весь секрет заключается в умении правильно направить свет.
Установка света
С таким минимальным количеством оборудования решающее значение имеет ваше умение устанавливать свет. Поместите между источником света и объектом съемки рассеиватель, чтобы получить мягкое, ровное освещение без глубоких теней.
Фон
Удобный фон для портрета в светлой тональности - рулонная белая бумага, белое гладкое полотно или белая стена. Как всегда при съемке портрета в таком стиле, вы должны дать на фон на две ступени больше света, чем на человека, лучше всего достаточно открыть диафрагму.
Свет
Возьмите студийную вспышку с самым широким рефлектором или даже вспышку с открытой лампой. Направьте свет в сторону фона и поставьте его настолько далеко, чтобы равномерно осветить фон, пол и объект съемки. Между человеком и вспышкой (лампой) установите рассеиватель, который уменьшит силу света и смягчит его. Помните, что освещенность фона и человека должна различаться на две ступени диафрагмы. Портреты в полный рост сложнее снимать в такой технике, чем погрудные изображения, поскольку вы не имеете возможности полностью контролировать освещенность большой площади. Снимая на натуре, я тоже пользуюсь этой техникой, в качестве фона выступает белая стена, рассеиватель устанавливаю между человеком и солнцем. Результат похож на студийные снимки. При необходимости на лицо можно направить больше света, если перед человеком поставить белый отражающий экран.
А ТЕПЕРЬ ПОПРОБУЙТЕ...
Натяните хлопковую или льняную ткань перед ярким источником света. Понаблюдайте за тем, как ткань рассеивает и поглощает свет. Затем поместите человека перед большим окном и поставьте большой отражатель или лист белого картона под 45°. Убедитесь, что результат получился очень похожим.
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ
• Убедитесь, что освещенность рисующего света, попадающего на лицо человека, на две ступени диафрагмы меньше освещенности фона.
• Вы можете воспроизвести эту технику при съемках на натуре в пасмурный день, используя переносную вспышку. Результат будет зависеть от мощности вспышки.
• Очень эффектно выглядит портрет в светлой тональности, снятый на пляже, человек при этом развернулся спиной к солнцу. Чтобы добиться похожего эффекта в студии, освещайте объект переносной вспышкой сзади и поместите перед ней рассеиватель.