Натурная фотосъемка. Часть 3

Съемка со вспышкой
Когда вы снимаете на натуре, свет не всегда имеет нужное вам направление и величину. С помощью переносной вспышки можно создать нужный по силе и направленности свет. Характеристики естественного освещения зависят от времени суток и сезона, а также от конкретных погодных условий. Чаще всего фотограф может приспособиться к существующим условиям освещения, используя пленку большей чувствительности, устанавливая большее время выдержки или открывая шире диафрагму. Однако с простой переносной вспышкой можно снимать при любых условиях.
Съемка с одной вспышкой
Дополнительный свет вспышки повышает качество портретной фотографии, но не должен менять характер естественного освещения. Функция вспышки напоминает функцию запол няющего света(подсвечивание теней) или в каких-то случаях рисующего. Производимый вспышкой эффект зависит от ее мощности. Большинство ламп-вспышек имеют фиксированную мощность, но лучше купить модель с регулируемыми характеристиками - в этом случае вы можете точно установить мощность в зависимости от показаний флашметра. Если его показания слишком высоки, уменьшите мощность вспышки либо отодвиньте ее дальше от объекта. Если освещенность низкая, поступите наоборот. Когда вы используете вспышку в качестве заполняющего источника, свет от нее, падающий на объект, должен быть на полторы ступени меньше естественного света. Или быть равным освещенности этого света, если вы используете вспышку как рисующий свет. Замерьте освещенность имеющегося света, затем освещенность от света вспышки на лице портретируемого. Допустим, первый замер дал 1/125 и F/8. В первом случае уменьшайте мощность вспышки, пока флашметр не покажет диафрагму между F/5,6 и F/4, это как раз полторы ступени. Во втором случае снимайте на диафрагме F/8.
Две вспышки и больше
Используя две или больше портативные вспышки, вы можете имитировать разные техники студийного освещения, например, акцентирующий свет, или контражурный, отделяющий объект от заднего плана световым контуром. Чтобы наилучшим образом использовать все вспышки, закрепите их на стойках или штативах. Для синхронизации удаленной вспышки с камерой пользуйтесь инфракрасным устройством (Infra red control), это позволит вам избавиться от синхрокабеля. Регулировка вспышек независима: падающий на лицо свет от каждой из них измеряется отдельно. Как и в студии, одна вспышка может быть использована в качестве источника рисующего света, а другая - заполняющего.
Фильтры на вспышке
Большое количество переносных вспышек даст вам возможность более творчески использовать свет при работе на натуре. Сочетайте вспышку с цветными фильтрами, и вы получите нестандартные портреты. Все переносные вспышки играют ту же роль, что и студийные приборы, освещая задний план и объект съемки. Вы заметите, что при этом портрет приобретает больший объем и глубину.
Цветная подсветка заднего плана
Освещая фон цветным светом, вы можете полностью изменить настроение и выразительность снимка, точно так же, как это происходит на театральной сцене. Теплые цвета (желтые, красные и янтарные) добавляют теплый тон, а синий и зеленый создают ощущение холода. При этом любой цветной фильтр усиливает звучание заднего плана, но совсем не так, как в студии, где цветные фильтры используются, в основном, для окрашивания белого фона и для создания тонких цветовых оттенков. Используйте цветные фильтры осторожно, поскольку с ними легко утратить ощущение естественных цветов, особенно если позволить окрашенному заднему плану доминировать и изменить снимок.
Объект и фон цветные
Снимая на натуре с несколькими цветными фильтрами, я всегда стремлюсь к тому, чтобы использовать один цвет для окрашивания объекта съемки, а второй - заднего плана. Два цвета сталкиваются друг с другом, делая снимок более выразительным. Заранее подумайте, как скажется цветной свет на объекте съемки, на одежде портретируемого и на общем настроении снимка. Помните, что если осветить человека с двух сторон вспышками с фильтрами разных цветов, то в месте пересечения лучей появляется третий цвет. Когда я использую цветные фильтры при съемке дома у клиента, то предпочитаю создавать цветовое пятно в углу комнаты или позади какого-либо объекта, например, скульптуры. Это добавляет портрету глубину. По возможности свет от основной вспышки должен быть направлен с той же стороны, что и естественный - например, льющийся из окна. Помните об этом, и вам легче будет решить, откуда направить свет. Это будет естественнее и для клиента, который хорошо знает, откуда падает свет в его доме.
Фоновый свет с фильтром
Пример того, что происходит, когда задний план освещен сбоку второй переносной вспышкой с янтарным фильтром. Не только объект сильнее отделен от фона, но меняется и общее настроение снимка, поскольку фильтр окрашивает холодные каменные декорации в теплые тона.
Выдержка влияет на передачу деталей изображения
Если небо на заднем плане ярче, чем падающий на объект съемки свет, то либо небо окажется переэкспонированным, либо позирующий на его фоне человек будет выглядеть слишком темным, детали проработаются плохо. Используя вспышку для проработки деталей, изменяйте выдержку, и вы получите разные результаты. Более длительная выдержка притемнит небо, более короткая сделает небо светлее.
Имитация театрального освещения
Дополнительная вспышка во время натурных съемок меняет настроение портрета и вытягивает важные детали изображения. Этот эффект продемонстрирован на двух снимках, помещенных ниже. В первом случае человек освещен задним светом от окна. Низкая освещенность фигуры со стороны камеры оставляет ее темной, окно при этом переэкспонировано. Вокруг сильно освещенных сзади объектов появляются ореолы. Однако на втором снимке детали на фигуре позирующего человека и на заднем плане проработаны лучше, ореолы устранены. Объект подсвечен красным светом, а стена слева — зеленым, при этом отдельные зеленые лучи падают и на фигуру.