Проблемы при съемке портрета

Лысина
Чтобы лысая голова не блестела, необходимо уменьшить свет, падающий на нее. Вместо прибора направленного действия контрового света воспользуйтесь софтбоксом и снимите портрет в более мягком свете. Если после этого проблема не будет решена, значит, источником бликов был другой прибор. Используйте черную карту или рассеиватель, чтобы ослабить свет от источника отражения. Если у человека мало или совсем нет волос на голове, свет даст слишком яркие, непроработанные участки. Помните также, что свет, падающий на объект сзади, кажется ярче, чем свет спереди. Чтобы свести к минимуму контровой свет, отключите подсветку волос или, если вы работаете на натуре, установите между солнцем и объектом съемки рассеиватель. Если день очень солнечный, снимайте человека в тени. Либо подсветите лицо переносной вспышкой, закрыв диафрагму на два деления по сравнению с той, которая требуется для съемки без вспышки.
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ
• Если ваш клиент носит очки с затемненными линзами, убавьте свет в студии, а лампу-пилот вспышки установите на минимальную яркость, чтобы очки не затемнялись.
• Чтобы исключить появление бликов в очках, расположите дужку чуть выше привычного положения над ухом - чтобы изменить угол наклона стекол.
Очки
Одна из самых больших проблем для фотографа-портретиста - это рисующий свет, отражающийся в очках. Количество бликов можно свести к минимуму, переставив рисующий свет - двигайте его вокруг человека до тех пор, пока блики не исчезнут полностью. Однако это изменит общий рисунок освещения. Чтобы полностью избавиться или свести к минимуму блики в стеклах очков, установите рисующий свет чуть выше обычного, но так, чтобы блики в глазах по-прежнему сохранялись. Можно также попросить клиента слегка приподнять над ушами дужки очков, после чего линзы слегка опустятся книзу. Изменится угол наклона линз по отношению к источнику света, что поможет вам в борьбе с нежелательными отражениями. Будьте осторожны и не поднимайте очки слишком высоко, это будет выглядеть очень неестественно.
Большой блик в стеклам
Когда источник рисующего света оснащен софтбоксом и установлен близко к камере, отражение занимает всю поверхность очков.
Среднего размера блик
Когда рисующий свет установлен под углом 45° к объекту съемки, количество отражающегося света приемлемо для большинства портретов.
Малый блик
Если переместить рисующий свет немного выше и дальше от камеры, отражение сократится. Однако при этом в тенях проработается меньше деталей.
Двойной подбородок
Самый простой способ решить проблемы, связанные с толстой шеей и двойным подбородком, - снимать с более высокой точки, попросив клиента смотреть немного вверх. При этом подбородок поднимается, а шея вытягивается. Еще надежнее попросить человека положить голову на локти.
Прищуренные глаза
Человек щурит глаза либо в силу врожденных лицевых особенностей, либо от яркого света - солнечного или идущего от моделирующей лампы-пилота. Естественный прищур можно поправить, если попросить клиента наклонить подбородок или самому поднять камеру выше - так, чтобы человек смотрел при этом вверх, глаза при этом раскрываются шире. Если человек щурится из-за слишком яркого света (будь то в студии или на натуре), постарайтесь, насколько это возможно, сделать освещение более равномерным. Если вы используете студийную вспышку, уменьшите мощность лампы-пилота.
Разные по размеру или «сонные» глаза
У многих людей один глаз чуть больше другого. Столкнувшись с этой проблемой, попросите клиента принять позу в две третьих, повернувшись к камере меньшим по размеру глазом. Согласно законам перспективы, меньший глаз будет казаться немного больше, чем он есть на самом деле, и оба глаза будут выглядеть примерно одинаковыми по размеру. Случай с «сонным» глазом гораздо сложнее, поскольку веко в такой ситуации всегда выглядит полузакрытым. Лучше всего развернуть лицо так, чтобы половина с «сонным» глазом располагалась как можно дальше от камеры. Снимать при этом нужно с более высокой точки, чем обычно. Если и это не поможет, погрузите ту сторону лица, где находится «сонный» глаз, в тень.
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ
• Если у человека двойной подбородок, снимайте с высокой точки.
• При съемке тучных людей используйте освещение в темной тональности, чтобы не акцентировать внимание на его фигуре - человек будет казаться стройнее.
• Чтобы скрыть, что один из портретируемых значительно тучнее второго, поставьте более худощавого перед ним.
• Всегда разворачивайте корпус под небольшим углом к камере, если хотите, чтобы человек выглядел стройнее.
Двойной подбородок
Когда снимаешь человека с двойным подбородком с низкой точки, кожные складки на шее чрезмерно преувеличены.
Удлиняем шею
При съемке с более высокой точки, когда человек смотрит вверх, шея кажется длиннее.
Уменьшаем полноту
Если развернуть человека под небольшим углом к камере, фигура будет выглядеть стройнее.
Опасно
Избегайте снимать тучных людей в профиль, это еще больше подчеркивает их полноту.
Вес
Очень немногие из нас имеют тот вес, какой хотели бы, поэтому фотографу необходимо знать, как можно скрыть полноту и показать человека стройнее. Самый простой способ - это творчески использовать тень, применяя узко направленные источники света, или установить более жесткий свет. Другой способ - поместить между камерой и тучным клиентом какой-нибудь дополнительный объект: это может быть другой человек, растение или стол. Помните, что выбранный вами угол съемки также способен зрительно менять размеры тела.
Инвалиды
Вы всегда должны проявлять уважение в общении с заказчиками, это особенно важно при съемке людей с физическими или умственными недостатками. Люди, прикованные к инвалидной коляске, могут пожелать сфотографироваться как в собственной коляске, так и в более непринужденной обстановке. Если вы снимаете портрет в инвалидной коляске, сведите, чтобы хромированные детали не создавали яркие блики. Люди с психическими расстройствами часто не в состоянии полностью контролировать себя, они имеют слишком подвижную мимику и активно жестикулируют руками. Убедитесь, что в кадре нет глубоких теней, и снимайте на коротких выдержках - в те моменты, когда лицо и руки человека находятся в состоянии покоя.
Большие уши
Самое простое решение этой проблемы - прикрыть уши волосами, используя при этом освещение в средней тональности, чтобы не выделять уши на фоне светлого заднего плана. Идеально положение лица в две трети или три четверти при узком или боковом освещении. Можно также отключить подсветку волос, чтобы не привлекать к ушам дополнительного внимания. Если у человека уши разной величины, поместите большее по размеру ухо в тень, а меньшее ближе к камере.
Большой нос
Очертания носа всегда будут преувеличены грубой тенью, поэтому используйте источники мягкого света, например, большой софтбокс, расположенный рядом с камерой, - чтобы освещение стало равномернее и не было теней. Передвигайте источник света до тех пор, пока очертания носа не сгладятся и тень от него станет минимальной. Если вы снимаете лицо в три четверти, следите, чтобы нос не выступал за дальнюю щеку. Никогда не снимайте человека с длинным носом в профиль, если только он или она сами не попросят об этом.
Разница в росте
При фотографировании двух или нескольких людей, сильно отличающихся по росту, самый простой способ решить эту проблему - посадить более высоких. Никогда не предлагайте взрослым людям невысокого роста встать на лестницу или скамеечку. Когда высокий человек сидит, проще расположить людей рядом друг с другом. При творческом использовании кадрирования разница в росте становится менее заметной. Один из способов сократить разницу в росте - дать возможность более высокому человеку прислониться к стене. Если более низкий при этом стоит прямо, скрадывается около 12-15 см. Чтобы сократить разницу в росте еще сильнее, попросите высокого человека присесть.