Фокусировка

Однако в определенных ситуациях выбор есть и зависит в основном от того, что вы хотите получить в результате. Когда вы фотографируете группу объектов, все ли они должны выглядеть четко? Не будет ли более эффектно, если четким будет один из них или несколько, а остальные менее четкими? Если так, то что должно быть в фокусе, а что нет? Более того, далеко не всегда вы можете выбирать между большой и малой глубиной резкости. Если для имеющейся комбинации пленки и объектива уровень освещенности недостаточный, в вашем распоряжении может оказаться лишь одна зона изображения для фокусировки, и в этом случае вы будете вынуждены решать, что сделать резким.
Каковы бы ни были причины, никогда не надо недооценивать визуальную силу фокусировки. Понимания, что резкость снимка - неоспоримый стандарт, достаточно, чтобы показать, что предмет, на котором сфокусирован объектив, становится де-факто центром внимания. Но и намеренный отказ от этого принципа или, скорее, неожиданный способ фокусировки срабатывает, так как подобные творческие решения ломают стереотипы и могут быть очень удачными. Если вы делаете фокусировку обычным способом, важно иметь в виду разный подход к ней с разными фокусными расстояниями. Даже при отсутствии каких-либо знаний о технике фотографии большинство людей представляют, как распределяется резкость. У телеобъектива глубина резко-изображаемого пространства (ГРИП) невелика, и обычно на фотографии можно увидеть, как нечеткое изображение приобретает резкость.
Так как ожидается, что четкая зона совпадает с самой интересной деталью - где, как предполагается, взгляд должен, наконец, остановиться, - диапазон фокусировки содержит потенциал направления взгляда от нечеткого изображения к четкому. Это не до такой степени сильный побудительный мотив для взгляда, как линии, о которых только что шла речь, но тем не менее он срабатывает. Здесь очень важно то, что сам зритель ощущает, как реализуется потенциал направления, когда фокусирует свой взгляд на объекте.
Движение
Наличие на фотографии неоднородной резкости возникает не только при управлении фокусировкой. Размытость также может возникать в результате движения. Как знают пользователи цифровых фильтров программы Photoshop и других компьютерных графических редакторов, существуют разные формы размытости из-за движения, и каждой свойствен особый характер. Бывает короткая размытость из-за встряски камеры, обычно вызывающей эффект призрачных двойных кромок. Также возникают замысловатые полосы, тянущиеся от объекта, движущегося в течение экспозиции, и более длинные при съемке с проводкой или из движущегося автомобиля. Существует много разных комбинаций, таких как проводка плюс независимое движение объекта, и техника синхронизации по задней шторке, при которой полосы, возникшие от длительной экспозиции, резко заканчиваются четким изображением объекта, освещенного вспышкой.
Согласно распространенному убеждению размытость движением - это дефект, однако все зависит от того, какого эффекта хочет добиться фотограф. Как экспрессивный элемент размытость может очень хорошо действовать, и существуют веские доводы против постоянного зацикливания на четкости. Размытость движением при подходящих обстоятельствах может передавать динамику и реальность. а элемент неопределенности при ее запечатлении длинными выдержками придает процессу съемки привкус экспериментаторства. Возможно, самое важное решение, которое нужно принять - иметь ли дело с движением таким образом или же заморозить определенный момент во времени.