Выбор момента съемки

Смысл этого определения настолько глубок, что с тех пор оно не дает покоя многим фотографам; было много попыток его оспорить, и совсем недавно это делалось в духе постмодернизма. Например, американский фотограф Арнольд Ньюман выступил вот с такой не вполне убедительной критикой: «Каждый момент является решающим, даже если приходится ждать его неделю. Это хорошая фраза, как все броские упрощенческие словосочетания, заставляющие студентов сомневаться в собственном умении работать. Реальная проблема в том, что они слишком часто думают: "Так, если дело в решающем моменте, то именно на него мне нужно надеяться". На что им следует надеяться -так это на фотографии, а не на решающий момент. Если требуется потратить час, два часа, неделю или две секунды или одну двадцатую секунды, то нет такой вещи, как единственно правильный момент времени. Моментов много. Кто-то может снять фотографию в один момент; другой человек снимет фотографию в другой момент. И не обязательно одна из них будет лучше, просто они будут разными».
В этом высказывании Ньюмана достаточно здравого смысла, но в нем слышен и компромиссный подход, и по сути такая позиция - это оправдание менее удачных снимков. Фотография, как любое искусство, предназначена аудитории и оценивается ею. Некоторые изображения и, стало быть, некоторые моменты реально считаются более убедительными, чем другие, и когда оценку делает человек, являющийся фотографом, он делает это даже еще более придирчиво. Полагаю, реальная проблема в том, что с Анри Картье-Брессоном было крайне трудно сравниться в мастерстве, и хорошее умение делать репортажную фотографию, связанное именное улавливанием решающего момента, встречается относительно редко.
Что бы ни происходило, будь это передвижение человека или накапливание облаков над горой - безусловно, это движение в кадре. Посему происходящее неизбежно влияет на композицию картины, поскольку изменяет баланс. Возьмем, например, вид, на фоне которого кто-то скоро должен пройти. Прежде чем это произойдет, напрашивающаяся композиция, вероятно, будет отличаться от той, в которую будет включен человек. Предвидение изменения динамики всегда крайне важно. Это может показаться очевидным, но естественная реакция в любой фотографической ситуации -следовать за движением и сделать то, что интуитивно кажется самой удовлетворительной композицией в любой момент. Если же изображение запланировано заранее, важно представить себе результат, когда все окажется на месте. Тогда обычно легче взять в кадр ту часть вида, которая будет на снимке, и ждать, когда в кадре произойдет это движение.