Рамка кадра. Часть 1
Фотографии создаются в пределах пространственного контекста, и этот контекст - рамка видоискателя. Она может оставаться неизменной до получения готового изображения - напечатанного или выведенного на экран - или же ее можно кадрировать, т. е. обрезать или расширить. В любом случае границы изображения, почти всегда образующие четырехугольник, оказывают большое влияние на то, что находится внутри них. Однако есть важное отличие между съемкой композиции в первоначальной рамке и съемкой с заранее определенным намерением кадрировать или расширить рамку. При использовании пленки шириной 35 мм фотограф должен был в ходе съемки выбрать окончательную композицию, и поэтому некоторые энтузиасты демонстрировали готовые фотографии вместе с перфорацией фотопленки, что было способом сказать: «Руки прочь от кадра», после того как затвор спущен.
Пленки квадратного формата меньше подходят для комфортной композиции, и снимки, сделанные на них, впоследствии часто кадрируются. Пленки большого формата, такие как 4 х 5 дюймов и 8 х 10 дюймов, слишком велики для того, чтобы делать обрезку, не теряя в плане резкости готового изображения, и снимки на такой пленке часто обрезают, особенно при коммерческой работе. Сегодня цифровая фотография вносит новые нюансы, поскольку для создания панорам и масштабных изображений все шире используется сшивка. В традиционной фотографии, когда делается снимок с готовой композицией, рамка играет ключевую функциональную роль - по ряду мнений в еще большей степени важную, чем в живописи. Причина в том, что, в то время как картина создается из ничего, на основании зрительского восприятия и воображения, в процессе фотографии производится выбор из реальных сцен и событий. Потенциальные фотографии уже существуют во всей полноте внутри рамки каждый раз, когда фотограф берет в руки камеру и смотрит в видоискатель.
Во время максимально активной, скоростной съемки, например при фотографировании уличных моментов, рамка - это сцена, на которой развиваются события. При движении объектива кромки рамки становятся чрезвычайно важными, поскольку объекты попадают в рамку и моментально взаимодействуют с ними. Успеха при этом достичь непросто, даже когда попытки делаются интуитивно. Если объект съемки статичен, как, скажем, ландшафт, то можно потратить достаточно времени на изучение и оценку границ кадра. Но в случаях с движущимися объектами отсрочка невозможна. На решения в отношении композиции, какими бы они не были, зачастую приходится тратить меньше времени, чем требуется для того, чтобы осознать необходимость их принятия. Умение использовать рамку зависит от двух вещей: от знания принципов композиции и от опыта, приходящего с регулярным фотографированием. Первое и второе формируют своего рода фотографический способ видения вещей, некое рамочное видение, при котором картины из реальной жизни оцениваются как потенциальные фотографические изображения.
Динамика рамки
Оформление изображения - его рамка. В фотографии формат этой рамки фиксируется в момент съемки, хотя позднее всегда возможно изменить ее форму, чтобы она лучше соответствовала изображению. Тем не менее, какие бы ни были возможности для дальнейших изменений, не следует недооценивать влияние на композицию того, что наблюдается в видоискателе. Большинство камер показывают мир как яркий четырехугольник. окруженный чернотой, и наличие рамки обычно чувствуется очень явственно. Даже при том, что опыт может помогать вам игнорировать размеры рамки видоискателя, нацеливаясь на другой, конечный, формат, интуиция будет восставать против этого, побуждая вас создавать композицию, кажущуюся удовлетворительной в момент съемки.
Самая распространенная форма кадра - горизонтальная рамка с пропорциями 3:2. Среди профессионалов этот (формат используется наиболее широко, и выбор горизонтального положения этой рамки - самый простой метод. Даже пустая рамка сама по себе оказывает определенное влияние на динамику перемещения взгляда зрителя, как это отражает схема, хотя чувствуется только на минимально и деликатно тонированных изображениях. Чаше на фотографии преобладает динамика линий, форм и цветов. В зависимости от предмета съемки и его трактовки фотографом края рамки могут оказывать на изображение сильное или же слабое влияние. Горизонтальные и вертикальные линии, а также углы составляют существенную часть композиции фотографий. Они использованы, чтобы обращать внимание на диагональные линии, и получившиеся на снимках углы - важные элементы. Рамка может сильно взаимодействовать с линиями изображения, но степень этого взаимодействия зависит от замысла фотографа. Если вы решите делать съемку более небрежно, навскидку, то рамка не будет играть столь уж важную роль.