Качество освещения. Часть 3

    Качество освещения

    Город в темноте

    Объекты ночной съемки отличаются большим разнообразием, и для их фотографирования приходится применять разные техники.
    Памятники. Дополнительно освещенные памятники и монументы, подсвеченные мощными прожекторами церкви, залитые лучами света на фоне окружающей темноты замки не представляют особых трудностей для съемки. Тут в первую очередь следует посоветовать подойти поближе к объекту с тем, чтобы уменьшить долю темных участков в кадре: избыток черного вокруг объекта - это попусту потраченная пленка. При съемке с близкого расстояния экспонометр фотоаппарата уже может дать вполне осмысленный замер. Можно устанавливать экспозицию согласно полученным таким образом данным, хотя обычно лучше скорректировать результат в сторону увеличения экспозиции либо увеличив выдержку, либо раскрыв диафрагму на одно деление.


    Не существует «идеальной» экспозиции, которая подходила бы для всех случаев, но можно привести ряд исходных соображений для съемки на пленку чувствительностью 100 единиц ISO.
    • Освещенный фасад церкви: выдержка 10 с, диафрагма f/4, пленка 100 ISO.
    • Сильно освещенный фонтан с расположенными под водой фонарями, съемка с близкого расстояния: выдержка 8 с, диафрагма f/4, пленка 100 ISO.
    • Освещенные село или город, снятые сверху (панорамная съемка), окруженные темным фоном: выдержка 20-30 с, диафрагма f/4, пленка 100 ISO.

    Само собой разумеется, что есть разница между ночной съемкой с крыши нью-йоркского небоскреба и ночной съемкой деревушки в горах, и дело фотографа «поэкспериментировать» с разными экспозициями в случае, когда темнота делает невозможным достоверный замер. Следует, однако, иметь в виду одно обстоятельство: поправки в несколько секунд не оказывают заметного влияния на результат при таких длительных экспозициях, поскольку составляют очень незначительную их часть. Так что выдержку нужно менять очень существенно образом: следует помнить, что удвоению выдержки соответствует увеличение раскрытия диафрагмы объектива всего на один шаг шкалы.

    Фейерверки. Съемка пиротехнических шоу не представляет трудностей, несмотря на то что требует «угадывания» экспозиции, которую, правда, нетрудно определить заранее. При съемке светосильным объективом (например, f/2) на нормальную пленку чувствительностью 100 единиц ISO можно попробовать выдержки длительностью 1/4, 1/2 и 1 с. Зачастую снимать можно и без штатива, опираясь на что-нибудь локтем или прислоняясь к стене. Лучше всего снимать широкоугольным объективом, находясь недалеко от места расположения орудия. При съемке со штатива надо заранее определить направление, куда следует навести камеру. Для определения в темноте участка неба, который должен попасть в кадр, достаточно пронаблюдать самые первые выстрелы. Во время длительной экспозиции зеркало в зеркальных фотоаппаратах находится в поднятом состоянии, закрывая обзор видоискателя. Предпочтение следует отдавать дальномерным аппаратам, которые позволяют прекратить экспозицию за мгновения до выхода огненного зонтика фейерверка за пределы кадра.

    Автомобили. Съемка с длительной экспозицией дорог большого города позволяет запечатлеть светящиеся полосы, оставляемые автомобилями: бело-желтые от передних фар, красные - от задних и прерывистые - от указателей поворота. При съемке на пленку чувствительностью 100 единиц ISO с диафрагмой f/4 выдержку можно выбирать в пределах примерно от 8 до 15 с. Но внимание: экспозиция замеряется не по светящимся следам, которые и так достаточно яркие, чтобы оказаться запечатленными на снимке, а по окружающему фону, зданиям.

    Люди. Очень эффективно в фотографическом отношении сочетание длительной экспозиции, которая позволяет запечатлеть окружающие предметы и пейзаж, с последующей импульсной подсветкой переднего плана от вспышки. Эта техника может, например, пригодиться для правильного освещения человека, который смотрит поверх перил ограждения смотровой площадки (например, наблюдая огни ночного города с крыши башни). Импульс вспышки, запущенной после нажатия кнопки «выдержка В», практически никак не повлияет на далекий фон. Это техника, известная также под названием «режим медленной синхронизации», или синхронизация с длительной выдержкой. Экспозиция расположенного в тени переднего плана будет определяться исключительно вспышкой.

    Вспышка, если она оснащена своим собственным фотоэлементом, может работать в автоматическом режиме (если используется простая вспышка без измерительного фотоэлемента, то ее следует установить на нужном расстоянии от объекта съемки в соответствии с ведущим числом (расстояние равно ведущему числу (ВЧ), деленному на диафрагму). Метод, когда вспышку запускают вручную с фотоаппаратом, установленным на «выдержку В», называется «стробоскопическим режимом». Во многих современных фотоаппаратах предусмотрена специальная программа автоматической работы, называемая программой «ночная съемка» (или «ночной портрет»), которая обеспечивает автоматическую реализацию описанного выше режима. В любом случае, этот метод не представляет особых трудностей и при работе вручную: достаточно установить камеру с «выдержкой В» на штатив, держа в руке вспышку (запускаемую при помощи расположенной на ней кнопки «тест»).

    При наличии в фотоаппарате программы «ночная съемка» можно снимать и без штатива: достаточно сначала снять со вспышкой передний план, а потом - это очень важно - удерживая камеру в неподвижном состоянии, продолжить экспозицию, дождавшись звука закрытия затвора. Еще один очень важный момент: следует попросить снимаемых людей оставаться неподвижными и после вспышки до момента завершения экспозиции. Приводимая здесь фотография, снятая зеркальной камерой Minolta Vectis 100 в режиме «ночная съемка» с рук, иллюстрирует эффективность работы автоматической системы управления экспозицией. Особенно ценится обеспечиваемая этой техникой возможность выравнивания естественного света и подсветки от вспышки.

     
    Фотостудия FLAT57
    
    Мероприят...
    Контакты

    ВК: https://vk.com/flat57
    ВК: https://vk.com/flat57studio
    отзывы: http://wedmen.ru/olga-galitsyina/
    Голосования
    Какую фотосъемку вы бы хотели?
     

    Рейтинг@Mail.ru