Качество освещения. Часть 2

    Качество освещения

    Цвет дневного света

    Цветовая температура может сильно меняться в зависимости от времени суток, а также от многих других параметров. Это относится и к съемке вне помещения при солнечном освещении. Всем знакомо обилие красных лучей в послезакатные или предрассветные часы, высокая цветовая температура в полдень, когда солнечный свет белого цвета (или, точнее, со значительной долей голубого цвета). Некоторые ситуации съемки вошли в учебники и рассматриваются как типичные; французы называют I'heure blue (голубым часом) мгновение, следующее сразу за закатом. В этом случае цветовая температура характеризует не источник света (солнце уже ушло за горизонт), а доминанту, связанную с отраженным светом голубого небосвода, - свет, представляющий несомненную ценность с художественной точки зрения.


    Факторы, вызывающие изменение цветовой температуры. Цветовая температура при съемке вне помещения может зависеть от многих факторов:
    • времени года;
    • времени суток;
    • наличия и интенсивности атмосферных возмущений;
    • загрязнения атмосферы;
    • небольшой облачности;
    • высоты над уровнем моря.

    Ночная съемка

    Ночью обычно получаются красивые снимки. Но когда мы говорим о ночной съемке, следует, однако, различать два ее вида. С одной стороны, речь может идти о фотографиях, снятых в рамках репортажной съемки при слабом освещении, в свете витрин магазинов большого города и без применения вспышки. В этом случае используются сверхсветосильные объективы и высокочувствительные пленки. С другой стороны, можно снимать освещенные памятники или неподвижные объекты, допускающие использование длительных выдержек (в отличие от человеческого глаза пленка «суммирует» попадающий на нее свет). В этом случае важнейшим условием является устойчивость штатива, необходимого для предотвращения смазывания: экспозиции могут длиться десятки секунд, минуты или даже больше.

    Длительные экспозиции. Автоматические фотоаппараты могут делать выдержки длительностью 16 или даже 30 с. Для более длительных экспозиций шкала выдержек устанавливается в положение «выдержка В». Затвор остается открытым до тех пор, пока фотограф удерживает нажатой кнопку спуска (для предотвращения передачи вибраций от руки к корпусу фотоаппарата используются гибкие разъединяющие механизмы - фототросики - или же команды передаются по электрическому проводу). На некоторых фотоаппаратах на шкале выдержек имеется также положение «выдержка Т»: первое нажатие на кнопку спуска открывает затвор, а следующее закрывает его (такой режим полезен, когда требуются экспозиции длительностью несколько часов, как, например, при астрономической фотографии). При длительных экспозициях следует учитывать ряд приемов.

    • Эффект Шварцшильда: назван по имени исследовавшего его ученого. Этот эффект известен также как эффект нарушения закона взаимозаместимости. Он состоит в том, что слои пленки, чувствительные к разному цвету, разным образом ведут себя при очень коротких и очень длительных экспозициях. Отсюда возникает необходимость дополнительного увеличения продолжительности экспозиции, что может приводить к появлению определенных цветовых доминант. При съемке на современные пленки обычно не возникает никаких проблем в интервале экспозиций от 1/10 000 до 10 с (однако в некоторых случаях специальные коррекции бывают необходимы при экспозициях дольше 1 с - см. соответствующие инструкции на упаковке от пленки). При выдержках длиннее 10 с часто бывает необходимо корректировать длительность экспозиции в сторону ее удлинения, а также компенсировать некоторые цветовые доминанты при помощи светофильтров.

    • Желательно снимать с максимально закрытой диафрагмой: сверхсветосильные объективы полезны для ночной съемки с рук (репортажной съемки). При съемке со штатива можно использовать любой объектив (светосильный или не очень), но лучше уменьшить отверстие диафрагмы. Отказываясь от использования максимальной апертуры, фотограф повышает оптическое качество воспроизведения, нейтрализуя некоторые из наиболее неприятных аберраций (виньетирование).

    • Выбор пленки: низкочувствительные пленки наиболее подвержены опасности появления цветовых доминант, вызванных эффектом Шварцшильда. С пленками средней и высокой чувствительности проблем гораздо меньше. При диапозитивной съемке, в том числе и ночной, можно использовать пленки, сбалансированные для дневного света. Возможное появление теплых тонов создаст интересный художественный эффект. Можно снимать и на пленку для искусственного света, содержащую голубой фильтрующий слой, но в условиях уличного освещения есть опасность «перекоррекции» цветопередачи, в результате чего снимок может выйти неестественно «холодным».

    В настоящее время наименее чувствительными к различиям цветовых температур являются цветные негативные пленки очень высокой чувствительности (400 ISO).

     
    Фотостудия FLAT57
    
    Открытие ...
    Контакты

    ВК: https://vk.com/flat57
    ВК: https://vk.com/flat57studio
    отзывы: http://wedmen.ru/olga-galitsyina/
    Голосования
    Какую фотосъемку вы бы хотели?
     

    Рейтинг@Mail.ru