Качество освещения. Часть 1

    Качество освещения

    Цветовая температура

    Для установки параметров экспозиции необходимо определить освещенность (например, при помощи экспонометра). Потом определяются источники основного света, его направление и степень рассеяния. И наконец, следует оценить качество освещения, под которым подразумевается его цвет. Снимки с преобладанием красного (или желтого) считаются «теплыми», а голубого - «холодными». Цветовая температура измеряется в шкале, которая носит имя разработавшего ее английского ученого и аристократа Уильяма Томсона (1824-1907), более известного как лорд Кельвин.



    Градусы Кельвина. Кельвин установил соответствие между температурой черного тела и цветом излучаемого им света. Нулевое значение в шкале Кельвина соответствует температуре -273,15 "С (абсолютный нуль). Задаваемая цветовой температурой шкала Кельвина имеет такой же масштаб, как и стоградусная шкала Цельсия. В шкале Кельвина точка замерзания воды соответствует +273,15 К, а точка кипения воды (+100 'С) +373,15 К. Низкие цветовые температуры соответствуют «теплым» цветам с преобладанием красного света. С увеличением температуры цвет излучения становится все более белым с большим содержанием голубого цвета. Для обеспечения правильной цветопередачи цветные фотографические пленки калибруются таким образом, чтобы гарантировать наиболее точное воспроизведение цветов при определенной цветовой температуре.

    Обычно пленки калибруются для цветовой температуры 5500 К, что соответствует определению так называемого «дневного света» (пленки для дневного света). При съемке в присутствии искусственных источников света, которые характеризуются более низкой цветовой температурой, обычные пленки дают фотографии с избытком теплых тонов. Цветные негативы корректируются путем применения соответствующих светофильтров на этапе печати. При диапозитивной съемке корректировать цветопередачу следует на более раннем этапе, устанавливая в момент съемки перед объективом (или источником света) соответствующие светофильтры. Существуют также диапозитивные пленки, сбалансированные так, чтобы обеспечивать правильную цветопередачу при цветовой температуре 3200 или 3400 К -это так называемые пленки для искусственного освещения, тип Tungsten.

    Электронные фотовспышки - это отдельный случай. Благодаря своим конструктивным характеристикам, они излучают свет с высокой цветовой температурой от 5600 до 6000 К и, следовательно, близки к дневному свету и могут использоваться вместе с обычными пленками, сбалансированными для дневного света.

    Высокочувствительные пленки. Пленки высокой чувствительности (от 400 единиц ISO и выше) в плане появления цветовых доминант менее чувствительны к отклонениям цветовой температуры. Это очень интересное качество, особенно для диапозитивных пленок, снимки на которых также могут быть скорректированы в лаборатории, как это делается при печати с цветных негативов.

    Цифровые снимки. Следует быть особенно внимательными при выборе освещения при съемке цифровой камерой: светочувствительные элементы цифровых фотоаппаратов отличаются очень большой скоростью отклика, из-за чего при использовании для освещения разрядных ламп могут возникнуть определенные проблемы из-за флуктуаций яркости, а иногда могут возникать и трудности с балансировкой цветовой температуры.

    Искусственные источники света

    Фотографу приходится снимать в свете разного вида искусственных источников освещения: это могут быть лампы постоянного света (вольфрамовые), разрядные лампы (флуоресцентные лампы или уличное освещение), перекальные или галогенные лампы, специально предназначенные для фотографии (с высокой цветовой температурой), и наконец, электронные фотовспышки. Ниже мы приводим цветовые температуры разных источников света. Следует, однако, иметь в виду, что кажущийся белым свет в действительности таковым не является: графики, описывающие спектр излучения флуоресцентных источников света, сильно отличаются для разных моделей ламп. Именно этими различиями объясняется тот факт, что фотографии, снятые внутри помещения при флуоресцентном освещении демонстрируют наличие более или менее выраженных цветовых доминант (обычно снимки приобретают зеленоватый оттенок).

    Фотограф может исправить - по меньшей мере частично - такие цветовые сдвиги, устанавливая перед объективом, а в некоторых случаях и перед самим источником света цветные светофильтры. Но учтите, что корректировка эффективна, только если кривая спектрального распределения излучения источника света достаточно «непрерывна». В противном случае - при наличии цветовых «пиков», как это часто бывает при использовании разрядных ламп, светофильтр обеспечит неполную, и следовательно, частичную корректировку.

     
    Фотостудия FLAT57
    
    Мероприят...
    Контакты

    ВК: https://vk.com/flat57
    ВК: https://vk.com/flat57studio
    отзывы: http://wedmen.ru/olga-galitsyina/
    Голосования
    Какую фотосъемку вы бы хотели?
     

    Рейтинг@Mail.ru