Заполнение кадра


    Заполнение кадраЧтобы иметь возможность говорить о различных изобразительных элементах композиции и наблюдать, как они взаимодействуют, первым делом мы должны научиться их выделять. Здесь необходима некоторая осторожность, ведь на практике обычно нам приходится выбирать из множества вариантов, и отдельный изолированный объект - это очень редкий случай. Даже когда вы снимаете единственный объект, приходится выбирать из двух вариантов. Нужно немедленно решить: приблизиться ли, чтобы объект заполнил весь кадр, или отдалиться, чтобы стало видно то, что его окружает. Что влияет на этот выбор? Один из факторов - информационное содержание фотографии. Ясно, что чем крупнее объект съемки, тем больше его деталей можно показать. Если объект необычен и интересен, то он может превалировать (в кадре); если он обычен, то, наверное, нет. Например, если фотограф-натуралист обнаружит редкое животное, то, естественно, нам захочется увидеть его во всех подробностях.


    Еще один фактор - отношения между объектом и его окружением. Важно ли окружение только для содержания снимка или лишь для его художественной характеристики? В студии объекты часто помешают на фоне нейтрального заднего плана; здесь обстановка ничего не скажет зрителю и может представлять ценность только для композиции. Однако за пределами студии обстановка почти всегда имеет какое-то отношение к объекту. Она может указывать на масштаб (скалолаз на скале) или говорить что-то о деятельности объекта.

    Наконец, последний фактор - субъективные отношения между зрителем и объектом, которые хочет создать или подчеркнуть фотограф. Если важна внешняя сторона и объект должен производить особое впечатление, то наиболее разумный выбор - отчетливо показать объект зрителю, заполнив им весь кадр. Тут нужно учитывать ряд технических нюансов - таких, как окончательный размер фотографии, фокусное расстояние объектива и, конечно, размеры объекта. Тем не менее крупный объект, заполнивший большую фотографию, обычно приобретает особую выразительность и оказывает таким образом сильное воздействие. Более того, как показывают приведенные здесь примеры, может прийтись впору простая соразмерность объекта и рамки кадра - особенно, если композицию нужно сделать быстро.

    Определенную роль играет отношение формы объекта и формата кадра. В серии снимков справа, изображающих гонконгский паром, первая фотография отличается вполне удовлетворительным соотношением: судно иод этим углом едва достигает границ кадра по всем четырем сторонам. Впрочем, на большинстве снимков, посвященных одному объекту, фокус внимания не распространяется на весь кадр. Форма объекта может не совпадать с форматом фотографии (кадрирование всегда возможно, но оно не обязательно даст нужный результат). Еще один риск, связанный с расположением краев объекта у самых границ фотографии, - это то, что взгляд сложно концентрировать на деталях у самых краев изображения. Часто бывает нужной - или, по крайней мере, полезной - небольшая свободная территория вокруг объекта для свободного движения взгляда, чтобы не чувствовать ограничения.

    Видоискатель или LCD?
    Цифровые фотокамеры дают две возможности для кадрирования - смотреть через видоискатель традиционным способом или применять более новый метод - использовать «живое» изображение (Live View) на экране ЖК-монитора камеры. Аргумент в пользу последнего способа в том, что он облегчает трансформирование изображения из трехмерного в двумерное. Кадрирование по монитору возможно не на всех зеркальных камерах.

    Размещение в кадре

    В любой композиции, если мы не собираемся заполнять четко выделяющимся объектом весь кадр, нам нужно решать, где его разместить, при этом уделить внимание пропорциям окружающего его пространства. Когда вы оставляете пустое пространство вокруг объекта, встает вопрос, как его расположить. Объект нужно осмысленно поместить где-то внутри кадра. Первый вариант, который приходит в голову, - его следует расположить посередине, и во многих случаях такая композиция предпочтительна. Если на фотографии нет никаких других элементов, то почему бы нет?

    Вот первое возражение: размещение в центре кадра очень предсказуемо, а при повторении - скучно. Перед нами - непростой выбор. С одной стороны, есть желание сделать что-то интересное с дизайном кадра и избежать заключения объекта в рамку, когда он словно помещается в центр мишени. С другой стороны, для решения разместить объект не в естественной для него позиции, необходимо серьезное обоснование. Если вы поместите объект в углу пустующего кадра, то для этого нужна весомая причина, иначе композиция станет просто уродливой. Композиция с главным объектом не в центре может срабатывать замечательно, но, как мы увидим в дальнейшем, ее успех определяется какой-то задумкой, стоящей за децентрированием.

    Значимость правильного размещения возрастает по мере того, как объект в кадре уменьшается в размере. Некоторая смешенность от центра обычно желательна - просто чтобы показать отношение между объектом и средой, в которой он находится. Положение в самом центре настолько стабильно, что вообще не обладает никаким динамическим напряжением. Если же объект слегка сместить с середины, то он в большей степени будет выглядеть как находящийся в контексте. Также акту-
    альны соображения гармонии и баланса, но о них пойдет речь в следующей главе. На практике в большинство изображений вкрадываются другие элементы, и обычно даже какой-нибудь второстепенной достопримечательности достаточно, чтобы она повлияла на размещение объекта. По идее, когда обстановка важна - т.е. когда она реально может поспособствовать идее фотографии, - стоит подумать о композиции такого рода, когда объект занимает лишь небольшое пространство.

     
    Фотостудия FLAT57
    
    Мероприят...
    Контакты

    ВК: https://vk.com/flat57
    ВК: https://vk.com/flat57studio
    отзывы: http://wedmen.ru/olga-galitsyina/
    Голосования
    Какую фотосъемку вы бы хотели?
     

    Рейтинг@Mail.ru