Деление кадра


    Деление кадраЛюбое изображение автоматически предполагает деление кадра. Что-то наподобие четко выделяющейся линии горизонта делает это явно, но даже маленький объект на недетализированном фоне обеспечивает неявно выраженное деление. Посмотрите на любую фотографию в этой книге, включающую отдельный маленький объект, - смещение этого объекта изменяет зоны, на которые поделен кадр. Существует бесконечное количество возможностей деления на части, но самые интересные - это такие, при которых части имеют видимую связь друг с другом. Любой вариант деления представляет собой решение задачи выбора оптимальных пропорций, занимавшей умы художников в разные периоды истории. В частности, в эпоху Возрождения большое внимание уделяли делению поля картины с помощью геометрии.


    Для фотографии этот принцип интересен, потому что в то время как живописец создает структуру картины из ничего, у фотографа обычно мало возможностей для этого, а еще меньше у него причин беспокоиться о точности пропорций. Тем не менее различные пропорции вызывают определенные реакции у зрителя, соблюдены они или нет.

    В эпоху Возрождения некоторые живописцы пришли к выводу, что пропорции деления, основанные на простых числах (как 1: 1, 2:1 или 3:1), дают весьма нединамичное разделение. Напротив, динамичное разделение можно создать конструированием более интересных соотношений. Так называемое золотое сечение, о котором знали греки, известно так же, как гармоническое деление. Как описано ниже, золотое сечение основано на чистой геометрии, и у фотографов почти никогда не бывает ни потребности, ни возможности его конструировать. Смысл такого сечения заключается в том, что все части неразрывно связаны между собой; соотношение малой части и большой такое же, как соотношение большой части и всего изображения. Они пропорциональны друг другу, и на этом основании делается вывод, что они дают ощущение гармонии.

    Логика этой связи элементов композиции вначале может быть не вполне очевидной, но она лежит в основе не только деления пространства картины. Дело в том, что гармонию определяют объективные принципы. В данном случае они геометрические, и хотя мы можем не знать об их действии, они все равно производят предсказуемый эффект. Деление стандартного кадра 3:2 согласно золотому сечению показано напротив. Абсолютная точность роли не играет, и это подтверждают приведенные в качестве примера фотографии. Еше один метод деления, также из эпохи Возрождения, - это числа Фибоначчи - ряд чисел, в котором каждое представляет собой сумму двух предыдущих: 1, 2, 3, 5, 8, 13 и т.д. Еше по одному методу картина делится согласно соотношению ее сторон. Возможно множество разнообразных методов деления, основанных на том или ином принципе, и все они обладают потенциалом создания эффектных, впечатляющих изображений.

    Все это необходимо знать живописцу или иллюстратору, но как подобными методами деления изображения может воспользоваться фотограф? Конечно, никто не станет планировать деление фотографии с помощью калькулятора. Интуитивная композиция - это единственный практический подход для большинства фотографов. Самый действенный подход к делению кадра на части - натренировать глаз, познакомившись с нюансами гармонии в разных пропорциях. Если вы хорошо их освоите, интуитивная композиция естественным образом станет более качественной. Как фотографы, мы можем пренебречь геометрией, но нам нельзя не признать, что пропорциональные композиции очень убедительны. Заметьте также, что при делении кадра в обоих направлениях получается пересечение, и его точка, как правило, - удачное место для особой детали или еще какого-то элемента, привлекающего внимание.

    Горизонт

    Вероятно, самая обычная фотографическая ситуация, в которой кадр должен быть разделен точно и четко, - когда в кадре находится линия горизонта. На пейзажах такого типа, какие показаны на этих страницах, линия горизонта становится доминирующим изобразительным элементом. Ясно, что если горизонт - единственный существенный элемент изображения, то его размещение в какой-то мере определяет качество композиции, и самый простой случай - когда горизонт представляет собой относительно прямую линию (нет гористых контуров). Как правило, линию горизонта располагают в рамке ниже, а не выше. основываясь на ассоциации низа кадра с основой. Отметим, что низкое расположение стабилизирует большинство изображений. Если не брать в расчет это свойство, то вопрос точного расположения линии горизонта остается открытым. Один из методов - использование линейных отношений. Еще один способ - балансировка тонов или цветов.

    И еще один метод - деление кадра в соответствии с вашим творческим замыслом и видением. Например, передний план может казаться вам неинтересным, отвлекающим или по какой-то причине даже лишним, притом что вид неба динамичен, и, возможно, это - аргумент в пользу очень низкого горизонта, почти на нижней кромке рамки. Облака заслуживают того, чтобы быть включенными в композицию изображения, однако их тон слишком деликатен, чтобы фотограф мог просто использовать объектив с более широким углом и включить больше темного переднего плана. Облака будут хорошо выглядеть на снимке, только если сильно уменьшить долю земли, чтобы она не поглощала общий вид на фотографии.

    Если же есть что-то интересное на переднем плане изображения, то это означает, что горизонт нужно расположить выше. Ведь если включение неба в композицию не добавит снимку художественной ценности, а на переднем плане много интересного, то. возможно, есть смысл изменить выбранное вами деление и поместить горизонт гораздо ближе к верху рамки. Все, что здесь сказано о выборе уровня для линии горизонта, не должно восприниматься как точная инструкция. Идеального положения горизонта даже для одного определенного вида и угла зрения не существует, поэтому есть достаточно причин для экспериментов с разными положениями. Разные положения линии горизонта могут оказывать одинаково сильное воздействие.

     
    Фотостудия FLAT57
    
    Зал
    Контакты

    ВК: https://vk.com/flat57
    ВК: https://vk.com/flat57studio
    отзывы: http://wedmen.ru/olga-galitsyina/
    Голосования
    Какую фотосъемку вы бы хотели?
     

    Рейтинг@Mail.ru