Светофильтры для фотосъемки. Часть 2

    Светофильтры для фотосъемки. Часть 2

    «Противотуманные» и коррекционные светофильтры

    При съемке в тени объектов, освещенных голубым светом неба, пленка фиксирует избыток голубых тонов (они почти незаметны для глаза из-за адаптации). В таких случаях корректирующее действие фильтра Skylight может оказаться слишком слабым. Аналогично при съемке с большого расстояния рассеяние света в воздушных слоях, особенно в условиях высокой влажности или запыленности, может стать причиной «эффекта тумана» и связанной с ним нежелательной голубоватой окраской. Для устранения этого эффекта - особенно при пейзажной съемке и съемке через телеобъектив - можно прибегнуть к помощи фильтров с более выраженной корректирующей силой.



    Светофильтры серии 81. Для подавления голубых доминант на пейзажном снимке можно воспользоваться коррекционными светофильтрами (часто их также называют конверсионными) янтарного цвета. Их можно найти в каталогах всех крупнейших производителей светофильтров, где они значатся под различными индексами. Наиболее известной является система классификации Wratten Kodak, согласно которой светофильтры с наиболее выраженным противотуманным эффектом относятся к серии 81. Примером являются светофильтры типов 81А, 81В и 81С (в порядке возрастания плотности). Фильтр 81А слегка корректирует затененные участки, не оказывая заметного влияния на цвета участков, освещенных нормальным образом. Светофильтр 81В оказывает более выраженное действие в сочетании с очень небольшим ослаблением света: соответствующая коррекция экспозиции находится в пределах 1/4 диафрагмы. Фотографы найдут эти фильтры также полезными для компенсации цветовых доминант, возникающих при съемке через голубоватые окна поезда во время путешествия.

    Конверсионные светофильтры

    Фотографии, снятые в помещении с освещением от обычных бытовых ламп на цветную пленку для дневного света, приобретают желтовато-красный оттенок (особенно ярко выраженный на диапозитивных пленках и в меньшей степени - благодаря коррекции в ходе лабораторной обработки - на отпечатанных фотографиях). Причиной этого является низкая цветовая температура искусственного освещения. Для ее корректировки можно воспользоваться голубым конверсионным светофильтром, который устанавливается перед объективом. И наоборот, при съемке вне помещения на слайд для искусственного освещения (то есть на пленку с дополнительным слоем, задерживающим избыток голубого света) освещенные дневным светом сцены выглядят голубоватыми. В этом случае можно воспользоваться конверсионными светофильтрами янтарного цвета, которые позволяют компенсировать голубую доминанту.

    Какой фильтр выбрать? Компенсирующая способность конверсионных светофильтров связана с их конструктивными особенностями. Идеальная компенсация обеспечивается, если цветовая температура освещения (в градусах Кельвина) в точности равна той, на которую откалиброван светофильтр. Естественно, существует прибор - он называется термоколориметр (колорметр), -специально предназначенный для измерения цветовой температуры. Колорметр позволяет фотографу точно определить, какие светофильтры следует использовать для коррекции цветовой температуры освещения. Обычно, особенно при студийной съемке со специальными «фотографическими» осветителями, используются лампы с цветовой температурой 3200 К (часто это галогенные источники света). Поэтому наиболее распространенными являются конверсионные светофильтры, преобразующие цветовую температуру 3200 К в 5500 К (голубые фильтры, применяемые при съемке в студийных условиях на пленку для дневного света).

    И наоборот, янтарные светофильтры позволяют снимать вне помещения на пленку для искусственного освещения типа Tungsten. Отличие такой пленки в том, что она специально «сделана более холодной» (в смысле цветопередачи) при помощи фильтрующего слоя голубого цвета. Этот голубой слой нейтрализуется светофильтром янтарного цвета. На приведенной здесь схеме перечислены возможные варианты коррекции с указанием кодов светофильтров (серии Kodak Wratten - это наиболее распространенная система классификации светофильтров). На схеме изображен также и промежуточный вариант освещения, соответствующий цветовой температуре 3400 К (мощные лампы высокого напряжения - в настоящее время используются реже).

    Светофильтры марки Wratten

    Конверсионные светофильтры. Голубая серия (съемка на пленку для дневного света в условиях освещения лампами накаливания): 80А-80В-80С.

    Янтарная серия (съемка при дневном свете на пленку для искусственного освещения): 85-85N3-86N6-85N9-85B-85BN3-85BN6-85C.

    Коррекционные светофильтры. Серия светофильтров: 81-81А-81В-81С-81D-81EF (это коррекционные светофильтры, применяющиеся для понижения цветовой температуры и в особых ситуациях, например при съемке объектов в тени или для использования в качестве «противотуманных» фильтров).

    Серия голубых светофильтров: 82-82A-82В-82С (светофильтры для повышения цветовой температуры в условиях доминирующего желтовато-красного «теплого» оттенка, например при съемке театральных сцен или других сюжетов с требующим такой коррекции освещением).

    Специальные светофильтры и связанные с ними проблемы

    Светофильтры для инфракрасной съемки. Это так называемые «черные» светофильтры, предназначенные для черно-белой инфракрасной съемки. Они непрозрачны для видимого света и поэтому делают невозможным применение видоискателя зеркального фотоаппарата, и их лучше использовать на дальномерных камерах. Инфракрасные светофильтры пропускают только инфракрасное излучение (или интенсивный красный свет). В классификации Kodak Wratten обозначаются как 87-87A-87В-87С-88A. Вариант непрозрачного фильтра, специально предназначенного для черно-белой инфракрасной аэрофотосъемки, имеет код 89В.

    Смещение фокуса, некоторые светофильтры - особенно старых конструкций (или в случае одновременного использования нескольких фильтров) - могут вызвать смещение фокальной плоскости объектива. Поэтому следует обращать особое внимание на:
    • толщину фильтров: желатиновые предпочтительнее стеклянных;
    • место размещения светофильтров: иногда производителем предусматривается установка светофильтров в специальной «кассете», расположенной позади оптических элементов объектива (например, в длиннофокусных телеобъективах или объективах типа «рыбий глаз»). В этом случае толщина фильтра оказывает влияние на процесс построения изображения всей оптической схемой. Поэтому даже если нет необходимости в какой бы то ни было фильтрации, в кассету все равно следует вставить бесцветный фильтр.

    Виньетирование и защита от бликов. Многие современные светофильтры оснащаются, подобно объективам, эффективными многослойными противобликовыми системами. В связи с этим уместно напомнить, что наличие светофильтра всегда повышает вероятность появления внутренних паразитных бликов на линзах, и поэтому фильтры не следует применять без особой необходимости. Также бесполезно, а зачастую и вредно использовать одновременно несколько светофильтров: фильтры желтоватых или янтарных тонов сами по себе обладают антиультрафиолетовым действием, поэтому их не следует сочетать с ультрафиолетовыми фильтрами или фильтрами Skylight. Следует также быть внимательными к креплению светофильтров: несколько наложенных друг на друга фильтров, особенно при использовании резьбового крепления, могут привести к механическому виньетированию (то есть к образованию темного гало) в углах снимка. В случае если условия съемки требуют применения «пакета» фильтров, желательно использовать специальные держатели кассетного типа или типа «книги», заряжаемые тонкими (например, желатиновыми) фильтрами.

     
    Фотостудия FLAT57
    
    Фото снят...
    Контакты

    ВК: https://vk.com/flat57
    ВК: https://vk.com/flat57studio
    отзывы: http://wedmen.ru/olga-galitsyina/
    Голосования
    Какую фотосъемку вы бы хотели?
     

    Рейтинг@Mail.ru