Поляризационные светофильтры
Свет состоит из смеси электромагнитных волн, плоскости колебаний которых (обычно) ориентированы в различных направлениях. При отражении света от неметаллических поверхностей эти колебания происходят преимущественно в плоскости параллельной отражающей поверхности (свет поляризуется). Поляризационный светофильтр пропускает волны только строго определенной ориентации. Помещенный перед объективом поляризационный светофильтр не пропускает, или как говорят фотографы «подавляет» блики. Он позволяет снимать лицо человека за окном или за ветровым стеклом автомобиля, убирать блики с витрины магазина и т. д.
Поляризационный светофильтр вращают, пока не найдут наиболее эффективное с точки зрения съемки положение, - на зеркальных камерах это можно делать непосредственно через видоискатель. С дальномерными фотоаппаратами дело обстоит гораздо сложнее; необходимо оценить вид снимаемой сцены, глядя на нее через светофильтр, а затем, не меняя его ориентацию, установить фильтр на объектив. Использование поляризационного светофильтра для получения более насыщенных цветов. Поляризационный светофильтр ослабляет «белый рассеянный свет» при пейзажной съемке и применяется, в частности, для получения более насыщенных и эффектных цветов. Используется фотографами-пейзажистами для «затемнения» неба и обеспечения более контрастного воспроизведения белых облаков; при цветной съемке поляризационный светофильтр играет роль, аналогичную роли желтого светофильтра в черно-белой пейзажной съемке.
Эффективность поляризационного светофильтра определяется углом прихода света и углом зрения. Подавление бликов наиболее эффективно, когда съемка ведется под углом 32-37' к отражающей поверхности (угол Брюстера). При пейзажной съемке использование поляризационного светофильтра эффективно в случае, когда свет (солнечный) приходит под углом 90" к направлению фотограф - объект. Поэтому поляризационный светофильтр совершенно бесполезен при съемке в контровом освещении (небо молочно-белого цвета никогда не станет сине-голубым).
Светофильтр поглощает свет. Поляризационный светофильтр уменьшает количество проходящего через него света как по причине отсечения части попадающего на него излучения, так и из-за своей ненулевой оптической плотности. Поэтому при съемке с поляризационным светофильтром необходима коррекция экспозиции. В зеркальных камерах с TTL-замером (через объектив) коррекция определяется автоматически. При съемке же аппаратом без TTL-замера и в случае использования ручных экспонометров применяется поправка, учитывающая коэффициент поглощения фильтра (например, увеличивая раскрытие диафрагмы на два-три деления). Фильтр круговой поляризации. Во многих современных зеркальных камерах фотоэлементы расположены за полупрозрачным зеркалом. Однако полупрозрачное зеркало само изменяет плоскость поляризации света, что может приводить к неудобствам в эксплуатации: максимальная поляризация в кадре (то, что фотограф видит в видоискателе) может соответствовать минимальной поляризации (то есть максимальному пропусканию света) на фотоэлементе экспонометра.
В результате мы получим ошибочное определение экспозиции. Аналогичным образом, слабая поляризация в видоискателе может сочетаться с сильным ослаблением света на фотоэлементах системы автоматической фокусировки, затрудняя работу последней. Эта проблема решается при помощи специальных поляризационных светофильтров, так называемых фильтров круговой (циркулярной) поляризации. Их действие сводится к преобразованию линейной поляризации в круговую. Свет с такой поляризацией не изменяется оптическими элементами аппарата: в результате восстанавливаются корректность экспонометрического замера и правильная работа системы автоматической фокусировки даже при использовании фильтра в условиях максимальной поляризации.
Специальные поляризационные светофильтры
Поляризационные светофильтры на широкоугольных объективах. При использовании светофильтра на широкоугольном объективе толщина оправы может ограничивать угол съемки. В результате появляются темные гало в углах кадра - это так называемое механическое виньетирование. Поляризационные светофильтры часто имеют толстые оправы, поэтому для широкоугольных объективов производятся специальные поляризационные светофильтры в тонкой оправе. Такие фильтры имеют разные обозначения, например slim, wa (Wide Angle - широкоугольный) или ew (в отличие от просто Е), которые указываются рядом с величиной диаметра резьбы. При съемке широкоугольным объективом поляризационные светофильтры следует применять с осторожностью. Следует иметь в виду, что поскольку зона максимальной поляризации расположена под углом 90" к оси, соединяющей солнце с фотографом, то когда солнце находится сбоку, на небе появляется ярко выраженная «голубая полоса». Она проходит почти через зенит над фотографом и придает снимку неестественный вид.
Цветные поляризационные светофильтры
Хороший поляризационный светофильтр не должен привносить никаких оттенков. Цветопередачу лучших светофильтров вполне можно охарактеризовать как нейтральную или в худшем случае как слегка холодную. Для создания художественных эффектов были разработаны цветные поляризационные светофильтры. Вращением светофильтра достигается увеличение или уменьшение степени поляризации и увеличение или уменьшение цветовой плотности светофильтра. Светофильтры, как правило, состоят из двух элементов: цветного (монохроматического) фильтра с поляризационной пластинкой и бесцветной поляризационной пластинки, расположенной за ними, которую можно вращать относительно первой, изменяя оптическую плотность всего «бутерброда».
Существуют и более сложные светофильтры, состоящие из трех элементов, для «двуцветной» поляризации. В этих светофильтрах перед задней поляризационной пластинкой - всегда бесцветной - на вращающейся оправе располагаются два жестко соединенных друг с другом поляризатора разных цветов и с разным образом ориентированными плоскостями поляризации. Задача задней пластинки состоит в выборе цвета или в относительном усилении одного из двух цветов. При съемке стеклянных или водных отражающих поверхностей участки, меняющие плоскость поляризации, оказываются отображенными «вторым» цветом светофильтра, а все остальное изображение остается в «первом» цвете, со значительным контрастом.