Техника фотосъемки. Часть 4

    Техника фотосъемки

    Виды экспонометрического замера

    Поместив экспонометр непосредственно внутрь корпуса современных зеркальных камер и обеспечив тем самым возможность замера через съемочный объектив, конструкторы дали фотографу возможность точного наведения экспонометра на кадрируемый участок. Это обстоятельство, однако, не гарантирует точного определения параметров экспозиции. Различия освещенности и контраст разных участков снимаемой сцены бывают настолько значительными, что параметры экспозиции, определенные по средней освещенности сцены, могут оказаться далекими от идеальных. Дело в том, что фотографическая широта у пленки меньше, чем у человеческого глаза, когда речь идет об одновременном различении ярко освещенных деталей и деталей, находящихся в тени.


    Для решения этой проблемы были разработаны разнообразные методы замера света: спот-замер, средневзвешенный замер, замер с компенсацией по центру и многозональный замер. При спот-замере поле зрения фотоэлемента экспонометра охватывает очень небольшой участок сцены. «Спот», то есть точка замера, может иметь очень малые размеры. Этот режим очень полезен при экспонометрическом замере с сильно контрастной освещенностью (например, актеры на подмостках театра - в этом случае необходимо исключить влияние окружающей сцену темноты, которая может исказить показания экспонометра). При усредненном замере экспонометр измеряет освещенность всей или почти всей кадрированной области. Фотоэлемент выдает средние показания, но при этом возникает ряд вопросов. Одинаковым ли образом распределены темные и яркие детали?

    Способна ли пленка отобразить имеющиеся контрасты? Усредненный замер зачастую является лишь отправной точкой и должен быть скорректирован в соответствии с имеющимся опытом. Усредненный замер с компенсацией по центру представляет собой вариант усредненного замера, зачастую получаемый путем установки перед измерительным фотоэлементом асферической линзы, которая увеличивает относительный вес центральной части кадра. Этот замер также называют «средневзвешенным». Такой замер полезен в случае, когда объект съемки находится преимущественно в центре кадра (репортажная съемка).

    Усложненным вариантом средневзвешенного замера является многозональный замер. Экспонометр оснащен сложным чувствительным элементом, состоящим из многих фотоэлементов, измеряющих освещенность разных участков кадра. Фотоаппарат обрабатывает электрические сигналы всех фотоэлементов при помощи довольно сложной программы. Результат обработки (пара значений выдержка/диафрагма) учитывает множество параметров и данные «типовых кадров». Электрический сигнал от очень яркого участка, например от солнца, игнорируется. Таким образом получается некое «разумное среднее». Новейшие зеркальные камеры также сообщают экспонометру положение наиболее важного для съемки объекта: оно совпадает с точкой фокусировки объектива. Экспонометр придает наибольший вес данным от фотоэлементов, наведенных на эту точку, считая, что главный объект находится там, куда наведен фокус.

    Вилка экспозамера

    При съемке следует использовать строго определенную пару значений выдержка/диафрагма - эти два числа определяют правильную экспозицию. Однако, несмотря на точность экспонометров или опыт фотографа, устанавливающего параметры экспозиции вручную, при съемке возникают некоторые сомнения. А не стоит ли снять вид слегка более ярким или темным, чем предписывается параметрами, которые считаются «стандартными»? Такие сомнения не лишены оснований, особенно при съемке сюжетов с сильными контрастами: фотографическая широта пленки гораздо меньше возможностей аккомодации человеческого глаза. При съемке сцен с сильными контрастами светотени приходится делать выбор между лучшим отображением самых темных или самых ярких участков. Зачастую такой выбор невозможно сделать заранее, а приходится отложить до момента получения слайда или негатива из проявки.

    Таким образом, чтобы не потерять «идеальный» результат, фотографы часто предпочитают сделать два лишних снимка-дубля (один с передержкой и один с недодержкой), как бы зажимая вилкой базовую экспозицию. Этот метод так и называется - вилка. Обычно делают три дубля (вилка из пяти снимков - это уж чересчур...). Ширина вилки может меняться: можно делать снимки с интервалом в одну ступень, но обычно применяют шаг в полделения шкалы. Метод вилки особенно полезен при съемке на слайд, когда у фотографа нет возможности компенсации и исправления ошибок, возможных при фотопечати с негатива (как цветного, так и черно-белого). Во многих современных фотоаппаратах предусмотрена функция автоматической вилки: достаточно установить шаг экспозиций, и аппарат автоматически сделает три последовательных снимка. Это может быть последовательность темная/точная/яркая или в некоторых случаях точная/яркая/темная.

    Вторую последовательность предпочитают фотографы при репортажной съемке, с тем чтобы повысить вероятность получения двух подходящих снимков (обычно это первые два снимка из трех), пока объект еще не успел переместиться. Цель использования автоматической вилки двоякая: повысить вероятность получения совершенного снимка и получить также второй снимок со слегка отличающимися параметрами экспозиции, который во многих случаях оказывается лучшим дублем. По этой причине интервал экспозиций в снимках должен быть небольшим - даже меньше половины значения диафрагмы (или, как говорят профессионалы на жаргоне, полдырки). Минимальная же разность экспозиций, при которой результат заметен для глаза, равна 1/3 значения диафрагмы. На самом деле отклонение чувствительности от заявленного номинала довольно значительно сказывается на качестве передачи пленкой изображения. Коррекция по методу вилки или эквивалентное изменение чувствительности пленки по шкале ISO не означает тем не менее получения просто более светлого или темного снимка: коррекция экспозиции, равная одной трети диафрагмы относительно базового значения, приводит к общему изменению «хроматической» плотности диапозитива примерно на 10%.

     
    Фотостудия FLAT57
    
    Фото снят...
    Контакты

    ВК: https://vk.com/flat57
    ВК: https://vk.com/flat57studio
    отзывы: http://wedmen.ru/olga-galitsyina/
    Голосования
    Какую фотосъемку вы бы хотели?
     

    Рейтинг@Mail.ru