Техника фотосъемки. Часть 2

    Техника фотосъемки

    Программы автоматической установки параметров экспозиции

    Количество света, «пропускаемого» внутрь камеры для создания изображения на пленке, определяется размером отверстия диафрагмы и продолжительностью экспозиции. Эти два параметра (выдержка/диафрагма) могут устанавливаться как вручную фотографом - на основании показаний экспонометра, - так и автоматически самим фотоаппаратом. Во втором случае различают разные типы автоматической установки параметров экспозиции. Приоритет выдержки. Фотограф как константу выбирает выдержку, которую считает наиболее подходящей для своих целей (например, достаточно короткую выдержку, чтобы исключить смазывание движения на фотографиях). В этом случае фотоаппарат, исходя из освещенности, замеренной встроенным экспонометром (настроенным на определенную чувствительность пленки), автоматически установит требуемую диафрагму.


    Приоритет диафрагмы. Фотограф выбирает диафрагму - например, очень малое отверстие для обеспечения большой глубины резкости или, наоборот, большое для вывода фона из фокуса. После этого фотоаппарат автоматически устанавливает выдержку: более длительную в случае, если выбрана малая диафрагма, и более короткую в случае, если выбрана большая диафрагма. Программная установка параметров экспозиции. Обычно обозначается как «program» и основана на работе электронной микросхемы, которая изменяет пропорционально экспозиционную пару выдержка/диафрагма в зависимости от уровня освещения объекта съемки. В некоторых случаях, при сохранении неизменным количества попадающего на пленку света, программа допускает замену выбранной ею экспозиционной пары на «эквивалентную» по усмотрению фотографа, который может предпочесть более короткую выдержку (и, соответственно, большую диафрагму) или же меньшую диафрагму (и, соответственно, более длительную выдержку).

    Это так называемый сдвиг автоматической программной установки, который полезен для настройки конкретного сюжета, например в случае, если фотограф хочет снять играющих детей, а не пейзаж на втором плане.
    Специальные программы автоматической установки параметров экспозиции. Это специализированные варианты стандартных экспозиционных пар для наиболее часто возникающих ситуаций съемки. Соответствующие символы на фотоаппарате дают фотографу возможность выбрать требуемую программу. На многих фотоаппаратах наиболее часто используемые программы изображены в виде пиктограмм. Вот эти программы:
    • «портрет» - программа устанавливает сравнительно большое отверстие диафрагмы, с тем чтобы отделить объект съемки от фона;
    • «пейзаж» - программа максимально закрывает отверстие диафрагмы для обеспечения большой глубины резкости;
    • «спорт» - программа для съемки движения с установкой коротких выдержек во избежание смазывания;
    • «макросъемка» - программа с установкой очень малых диафрагм и выдержки на пределе смазывания для обеспечения достаточной глубины резкости при съемках с близкого расстояния;
    • «ночная съемка» - программа, сочетающая использование вспышки для импульсного освещения первого плана с последующей длительной выдержкой для регистрации объектов фона (до которых не достанет вспышка). В этом случае желательно снимать со штатива.

    Затвор фотоаппарата

    На заре фотографии, когда пленки были очень малочувствительными, а выдержки - очень длительными (первая фотография Ньепса потребовала восьмичасовой выдержки), затворы фотоаппаратов были устроены очень просто: крышка, окошко и затвор, открывающийся по принципу гильотины. Некоторые фотографы снимали «шляпой», открывая и снова закрывая объектив своим головным убором. В настоящее время похожий метод используется любителями астрономической фотографии: простое открытие и последующее прикрытие передней линзы мощного телескопа зачастую оказывается лучшим способом выполнить длительную экспозицию, не прикасаясь при этом к камере, что позволяет исключить нежелательные вибрации. Затворы современных фотоаппаратов по конструкции делятся на два вида: центральный затвор и шторно-щелевой.

    Центральный затвор Используется в многочисленных компактных камерах, среднеформатных фотоаппаратах и многих двухобъективных зеркальных камерах (любимый инструмент фотографов, снимающих свадьбы), а также в крупноформатных павильонных фотоаппаратах. Конструкция центрального затвора и диафрагмы очень похожи. Лепестки центрального затвора помещены внутрь объектива и в закрытом состоянии полностью перекрывают поток света. В момент съемки под действием пружин лепестки раскрываются на весь диаметр объектива и пропускают свет, ограниченный, естественно, используемой диафрагмой. Время (всегда полного) раскрытия лепестков в центральных затворах меняется путем изменения выдержки. Выдержка задается установкой натяжения пружин так, что номинальное значение соответствует «полностью открытой» диафрагме.

    Центральные затворы обладают многочисленными достоинствами: бесшумность, допуск света сразу на всю поверхность кадра в течение выбранной продолжительности, что гарантирует синхронизацию вспышки для любых выдержек. Но центральный затвор не свободен и от недостатков. В камере затвора нет, он встроен непосредственно в объектив, что ограничивает взаимозаменяемость объективов (каждый объектив должен быть оснащен собственным затвором); из-за инерционности лепестков минимальная выдержка не может быть меньше 1/500 с (в редких случаях - 1/1000 с); для сохранения точности работы очень сложен с механической точки зрения.

    Шторно-щелевой затвор Состоит из своеобразного «занавеса», одна половина которого открывает доступ света на кадр пленки, а вторая - закрывает кадр. Такого рода шторки могут двигаться как в горизонтальном, так и в вертикальном направлении и делаются из прорезиненной ткани или титановой фольги или же в виде заслонок из дюралюминиевых лепестков (иногда для самосмазки перемежаемых пластмассовыми). Сразу вслед за первой шторкой, как только она начинает открывать доступ свету на плоскость пленки, с той же скоростью движется следующая шторка. Таким образом, свет попадает на пленку через движущуюся щель. При постоянном времени механического перемещения шторок ширина этой щели определяет длительность экспозиции. Скорость перемещения шторок и задержка начала движения второй шторки задается электронной управляющей системой. У фотоаппаратов со шторным затвором есть свои как преимущества, так и недостатки. Главным их достоинством является то, что они располагаются непосредственно перед плоскостью пленки, защищая ее от света, и упрощают замену объектива на другой (исключая объектив с центральным затвором).

    Другое достоинство шторных затворов - это возможность электронного управления скоростью передвижения шторок и размером щели, которые совместно определяют продолжительность выдержки: благодаря очень высокой точности задания выдержки обеспечивается ее идеально точное воспроизведение. Главный же недостаток - ограниченные возможности синхронизации со вспышкой (максимум возможного - это синхронизация через разъем «X», что доступно почти для всех фотоаппаратов, за исключением редких случаев использования специальных вспышек).

    Именно этим последним обстоятельством объясняется, почему шторно-щелевые затворы пользуются такой популярностью при съемках сцен движения, в спортивной и макрофотографии, в то время как аппараты с центральным затвором особенно ценятся в студийной съемке, когда важнее всего подключение аппарата к независимому источнику импульсного освещения. На многих компактных камерах - как правило, не предусматривающих возможности установки сменной оптики и поэтому приспособленных для использования центральных затворов - устанавливаются комбинированные затворы, лепестки которых выполняют функцию диафрагмы, что упрощает действие системы автоматического выбора экспозиции по заданной программе.

    Кроме того, для некоторых зеркальных камер со шторно-щелевыми затворами разработаны специальные объективы со встроенным центральным затвором. Такое техническое решение обеспечивает синхронизацию работы вспышки при любой выдержке. Но для этого при съемке необходимо закрыть центральный затвор объектива (открытый прежде для того, чтобы фотограф мог выстроить кадр), затем открыть шторный затвор фотоаппарата, установить диафрагму на выбранную апертуру, экспонировать кадр, а после этого закрыть шторный затвор и открыть центральный. Очевидно, что процесс такой съемки подразумевает выполнение строго определенной последовательности большого числа механических действий и довольно трудоемок. Применение таких расширенных возможностей оправдано только при выполнении специфических профессиональных задач. Да и доступны они лишь на немногих фотокамерах высшего класса.

    Работая с зеркальной камерой со шторно-щелевым затвором, фотограф должен проявлять особую осторожность с тем, чтобы не задеть нечаянно лепестки заслонки затвора и уж тем более ни в коем случае не давить на нее. Такие действия неизбежно приведут как к катастрофической деформации самих лепестков, которые должны скользить с минимальным трением, не пропуская при этом света, так и к сбою механических настроек сложного механизма.

     
    Фотостудия FLAT57
    
    Подарочны...
    Контакты

    ВК: https://vk.com/flat57
    ВК: https://vk.com/flat57studio
    отзывы: http://wedmen.ru/olga-galitsyina/
    Голосования
    Какую фотосъемку вы бы хотели?
     

    Рейтинг@Mail.ru