Техника фотосъемки. Часть 1
Установка экспозиции
Перед съемкой кадра надо выполнить следующие основные операции: во-первых, установить фокус, то есть навести объектив на нужное расстояние с тем, чтобы получить четкое изображение, и во-вторых, установить экспозицию, то есть задать параметры апертуры объектива (диафрагмы) и затвора (продолжительность экспозиции) таким образом, чтобы пленка получила требуемую дозу освещения. Чтобы лучше разъяснить этот механизм, зачастую прибегают к примерам из области гидравлики. Представить себе действие апертуры диафрагмы объектива несложно на модели водопроводного крана, из которого вода может капать одной крупной каплей большого диаметра (большая апертура диафрагмы и малое время экспозиции) или большим числом капелек малого диаметра в течение более длительного времени (более закрытая диафрагма при длительном экспонировании). При этом общая доза освещения, полученного пленкой, или - в рассматриваемом примере - общее количество набранной воды, в обоих случаях одно и то же. Таким образом, выбор между двумя вариантами с одинаковой суммарной экспозицией остается за фотографом или за программой, управляющей автоматическим подбором экспозиции.
Шкала диафрагмы. Деления (ступени) на шкале диафрагмы объектива обозначаются последовательностью чисел. Переход от большего значения к следующему меньшему означает увеличение в два раза общей дозы получаемого пленкой освещения. Соответственно, движение в обратном направлении, от меньшего числа к следующему большему, уменьшает дозу освещения в два раза. Последовательность значений апертур в порядке уменьшения следующая: 1-1, 4-2-2, 8-4-5, 6-8-11-16-22-32-64. Разработаны также объективы с апертурами, имеющими промежуточные значения между указанными выше величинами, например, 1,8 или 1,7, 3,5, 4,5 и т д.
Числа на шкале диафрагмы - это математическое отношение фокусного расстояния объектива к эффективному диаметру использованной апертуры (в одних и тех же единицах - например, в миллиметрах). В штатном объективе с фокусным расстоянием 50 мм «относительное отверстие» («дырка» на профессиональном жаргоне) диаметром 25 мм соответствует значению апертуры, равному двум 2 (50:25=2). Этим объясняется традиция указывать апертуру диафрагмы в виде дроби: в рассматриваемом случае говорят, что используется оптика с относительным отверстием f/2.
Шкала выдержек. Механизм затвора определяет длительность интервала времени, в течение которого засвечивается пленка конкретного кадра. Традиционно шкала выдержек представлена последовательностью долей секунды, начиная с одной целой секунды: 1-1/2-1/4-1/8-1/15-1/30-1/60-1/125-1/250-1/500-1/1000-1/2000-1/4000-1/8000. На одном из фотоаппаратов фирмы Minolta предусмотрена также возможность установки выдержки 1/12000 с. Некоторые фотоаппараты, особенно те, что оснащены высокоточными электронными затворами, позволяют снимать с длительными выдержками продолжительностью в несколько секунд: 30-15-8-4-2-1.
На многих фотоаппаратах, произведенных до Второй мировой войны, использовалась шкала вида: 1-1 /2-1 /4-1 /10-1 /15-1 /20-1 /30-1 /40-1 /60-1 /100-1 /200-1 /500-1 /1000, далее экспозиция Т, а за ней Z (эквивалент современной экспозиции В). «Положение В», предусмотрено на многих современных фотоаппаратах. Означает, что затвор открыт все время, пока остается нажатой кнопка спуска. Используется главным образом при ночной съемке. Гораздо реже встречается «положение Т», при котором первое нажатие на кнопку спуска открывает затвор, а следующее нажатие - закрывает его (этот режим полезен при фотографии астрономических объектов).
Экспозиционные пары
Главный секрет успеха в съемке - умение правильно подобрать пару параметров экспозиции (выдержка + диафрагма). В сущности, речь идет о критерии выбора между «эквивалентными» парами параметров (эквивалентны они лишь в том смысле, что обеспечивают попадание на пленку одинаковой дозы освещения). То есть после предварительной оценки (например, при помощи экспонометра) дозы освещения, которая должна попасть на пленку, фотограф должен выбрать между съемкой с малой выдержкой и открытой диафрагмой и съемкой с длительной выдержкой и малой (закрытой) диафрагмой. При одинаковом количестве света, полученном пленкой, результаты с фотографической точки зрения могут оказаться очень разными. Посмотрим, как это получается.
Предположим, что для съемки выбрана пара значений выдержка/диафрагма, равная 1/60 с и f/11 соответственно. Пленка получит то же самое количество света и при съемке с другими парами значений выдержка/диафрагма, например 1/125 с и f/8 или 1/250 с и f/5,6. Или, двигаясь по шкале диафрагм, 1/2000 с и f/2 или 1/15 секунды и f/22. Но результаты при этом окажутся очень разными. Так, при съемке с все более короткими выдержками, например, 1/250 секунды или тем более 1/2000 с и т. д., из-за очень короткого времени, в течение которого свет попадает в фотоаппарат, даже очень быстро движущиеся объекты будут выглядеть на фотографии неподвижными. Съемка с короткой выдержкой позволяет зафиксировать бегущих атлетов, мчащиеся автомобили и вообще любое быстрое движение. Короткие выдержки также являются хорошим средством против размазывания изображений, вызванного возможными микровибрацией рук фотографа. И наоборот, по этой же самой причине длительные выдержки позволяют лучше запечатлеть эффект движения и ценятся фотографами как один из творческих приемов.
Короткие выдержки обязательно должны сочетаться с открытыми диафрагмами, а длительные - с малыми диафрагмами для сохранения неизменным количества попадающего на пленку света. Это различие сказывается на снимке: диафрагмы меньшего диаметра обеспечивают большую глубину резкости, а широко раскрытые диафрагмы, наоборот, дают значительно меньшую глубину резкости. В первом случае удается достичь «четкости на всех планах», которая ценна в пейзажной фотографии. Во втором же случае явная расфокусировка позволяет избавиться от нежелательного фона, акцентируя внимание на объекте съемки (портретная и спортивная фотография).