Съемка в горах


    Съемка в горахПри съемке в горах фотограф сталкивается главным образом с двумя противоречивыми требованиями: комплектность снаряжения и необходимость ограничения его веса. Что касается первого пункта, то перед фотографом стоит задача съемки очень сильно отличающихся друг от друга кадров - от широких панорамных снимков до выделения какой-нибудь важной детали - от широкоугольной съемки до съемки с мощными телеобъективами, например, чтобы запечатлеть связку альпинистов на вертикальной стене. Что касается второго пункта, то каждые лишние сто граммов в рюкзаке делают работу более утомительной. Поэтому следует очень внимательно относиться к выбору оборудования, чтобы не перегружать себя объективами и аксессуарами, которые впоследствии не понадобятся.


    Объективы

    При съемке в горах часто возникает необходимость охватить обширные пространства и при этом сохранить ощущение величия. Рассмотрим эту проблему подробнее. Зачастую обстоятельства заставляют нас выбирать широкоугольные объективы для того, чтобы запечатлеть как можно более обширную сцену. Но будьте внимательны: чем более широкоугольным является снимок, тем сильнее снижается коэффициент увеличения, что приводит к значительному «отдалению» деталей сцены. Отсюда следует, что даже самые впечатляющие горы, если и не предстанут холмиками, то уж заведомо могут съежиться, потеряв значительную часть своего величия.

    Поэтому при съемке больших панорам не рекомендуется использовать сверхкороткофокусные широкоугольники. Такие инструменты могут оказаться очень ценными в других случаях: например, когда надо особо подчеркнуть эффект схождения перспективы и головокружительную вертикальность при съемке «на стенке». В этом случае от фотографа, как правило, требуется не умение точного документального воспроизведения снимаемой сцены, а скорее умение наиболее полно передать эмоциональную сторону сюжета, например чувство опасности, переживаемое альпинистом на трудном участке.

    Опасность «завала» вертикальных линий

    Особое место в горной фотографии занимает правильное воспроизведение перспективы. Необходимо быть особенно внимательными при съемке фотоаппаратом в наклонном положении с целью охватить очень высокую вершину с самого ее подножья. В этом случае проявляется «завал» вертикальных линий, такой же, как при съемке небоскреба. Непосредственным результатом выбора ракурса «снизу» является уменьшение ощущения вертикальности и потеря столь желанного «ощущения величия». В распоряжении фотографа есть разные средства решения этой проблемы.
    • Можно воспользоваться аппаратами, оснащенными объективами с подвижками, как это делается в архитектурной съемке.
    • Можно снимать и традиционными объективами, выбрав при этом другую точку съемки. Например, снимать «свысока», с уровня половины высоты объекта, подобрав для этого место на склоне противоположной горы.
    • Можно также снимать с очень большого расстояния через мощный телеобъектив. Съемка с большого расстояния позволяет уменьшить наклон объектива к вертикали. Для такой съемки используются длиннофокусные объективы, достоинство которых состоит в том, что они подчеркивают вертикальность снятых таким образом скал и утесов. При этом приходится сталкиваться с такой неприятностью, как эффект «сжатия воздушных масс», в результате которого появляются дымка и размытие изображения неоднородными потоками теплого воздуха. Это приводит к значительной потере резкости, которую теоретически способен обеспечить объектив.

    Приемы съемки

    Опыт подсказывает ряд приемов, позволяющих улучшить качество пейзажных снимков и в особенности снимков горных видов. Вот несколько моментов, которые следует учесть.
    • Наличие переднего плана очень помогает подчеркнуть ощущение рельефа: этот прием всегда эффективен, особенно если передний план богат яркими цветами, контрастирующими с фоном. Разумеется, здесь требуется внимание, чтобы передний план не оказался вне фокуса (отсутствие резкости тут же бросается в глаза и рассматривается как ошибка). Отсюда необходимость большой глубины резкости и, следовательно, выбора малой диафрагмы. Если в результате этого сильно увеличивается время экспозиции, то придется прибегнуть к помощи штатива.
    • По разным причинам очень большое значение имеет выбор наиболее благоприятного для съемки времени суток. Первая причина этого - необходимость по возможности избегать дымки, появлению которой способствует сильное испарение, вызванное теплом полуденных часов. Однако дымка видна также и ранним утром после холодной ночи из-за резкого скачка температуры. Поэтому во многих случаях рекомендуется выбирать поздние послеполуденные часы. В это время лучи света подчеркивают рельефность различных деталей пейзажа, деревьев, неровности стен утесов.
    • При необходимости съемки в полуденное время, когда солнечные лучи падают почти вертикально, следует иметь в виду, что подчеркнуть голубой цвет неба можно при помощи поляризационного фильтра. Этот же фильтр может также пригодиться для уменьшения эффекта дымки, и результат часто даже лучше, чем при использовании ультрафиолетовых. Skylight или коррекционных фильтров. Последние не следует использовать одновременно с поляризационными фильтрами.
    • Если есть возможность, то лучше также выбрать для съемки наиболее подходящее время года, Правильный выбор времени года для съемки может оказаться настолько же важным, как и правильный выбор времени суток. Например, в Альпах прозрачные дни в конце сентября или в октябре лучше подходят для получения четких фотографий с большого расстояния.

    Съемка на снегу

    Фотографии, сделанные на снегу, зачастую выглядят сероватыми. Этот эффект зависит от калибровки экспонометров - внешних или встроенных: выдержка определяется по средней освещенности, что приводит к передержке очень ярких и недодержке малоосвещенных мест Поэтому при определении выдержки для очень ярких обширных областей с преобладанием белого цвета рекомендуется вводить специальную поправку, выбирая открытие диафрагмы примерно на одно значение, превышающее показания экспонометра. На автоматических фотоаппаратах, например на многих компактных камерах, при отсутствии режима ручной настройки диафрагмы можно воспользоваться кнопкой B.C. (или B.L.), которая обычно предназначена для коррекции при съемке против света.

    Мороз

    При очень низких температурах могут возникнуть проблемы с фотоаппаратурой. Наиболее уязвимыми являются электронные аппараты и вообще инструменты, питающиеся от батареек. На холоде понижается напряжение элементов питания, и выходной мощности может оказаться недостаточно для перемотки пленки или питания вспышки (последняя характеризуется высоким потреблением мощности и пиковым током около 500 мА). В условиях холодного климата всегда полезно иметь набор запасных батареек, хранимых в тепле. Некоторые профессиональные аппараты могут подключаться через кабель к внешнему блоку питания (Power Pack), представляющему собой футляр с батарейками, который следует держать в защищенном месте, например в кармане. Еще одна проблема - появление конденсата, например, когда фотограф входит с очень холодной камерой в отапливаемое помещение. Аппарат покрывается влагой, которая потом на холоде может замерзнуть, заблокировав работу механизмов. Рекомендуется держать фотоаппарат в тщательно закрытом, плотно прилегающем пластиковом пакете, предварительно выдавив из него весь воздух, так чтобы при входе в помещение конденсат возникал только с наружной стороны пакета.

    Находясь вне помещения, в холодную погоду следует также следить за тем, чтобы при замене пленки выдыхаемый воздух не попал внутрь камеры. При очень низких температурах может также замерзнуть влага, находящаяся в элементах креплениях пленки, в результате чего они становятся хрупкими и могут сломаться (учитывая, что для сохранения снимков фотоаппарат приходится открывать в темноте, а отснятую пленку необходимо переместить в светонепроницаемую упаковку). Сами же по себе пленки, вопреки бытующим опасениям, как правило, нормально работают и при сильном морозе без каких бы то ни было осложнений физико-химического характера или потери чувствительности. Что касается работы затворов современных фотоаппаратов, то они тоже хорошо работают при низких температурах, не требуя выполнения специальных операций по удалению смазки (одно время применявшейся в камерах, предназначенных для полярных экспедиций). Современные механические элементы делаются в основном на основе «самосмазывающихся» материалов вроде тефлона, используемого в трансмиссиях, шестеренках, а в затворе чередуются пластмассовые и металлические лепестки.

     
    Фотостудия FLAT57
    
    Гримерка ...
    Контакты

    ВК: https://vk.com/flat57
    ВК: https://vk.com/flat57studio
    отзывы: http://wedmen.ru/olga-galitsyina/
    Голосования
    Какую фотосъемку вы бы хотели?
     

    Рейтинг@Mail.ru