Цветная негативная и диапозитивная фотопленка

Цветной негативной пленке - этой главной рабочей лошадке фотолюбителей и профессионалов - уже на протяжении многих лет отдают предпочтение многие информационные агентства. Ее сильной стороной является большая фотографическая широта - очень полезное свойство для фотографа, вынужденного работать в сложных условиях недостаточного освещения. Негативная пленка также востребована фотокорреспондентами, освещающими события большой важности (например, международные спортивные соревнования). Ведь негатив можно проявить прямо на месте (в том числе и в любой минилаборатории), отсканировать при помощи портативного сканера и немедленно передать по телефону (достаточно телефона с подключенным к нему модемом) в редакцию газеты. Что обеспечивает максимальную оперативность публикации.
Основные достоинства цветной негативной пленки:
• Очень большая фотографическая широта (коррекционные возможности лабораторных устройств печати позволяют исправлять ошибки экспозиции, достигающие 7 ступеней);
• большие возможности хроматической компенсации (корректировку цвета при искусственном освещении легко осуществить на стадии печати);
• несложное увеличение отпечатков (благодаря меньшему контрасту по сравнению с обращаемой пленкой);
• более простая по сравнению с диапозитивами процедура просмотра (нет необходимости в проекторе);
• простота сканирования (специальным сканером для слайдов и негативов);
• возможность сканирования отпечатков (на планшетном сканере).
И ее основные недостатки:
• Процесс проявки требует относительно высокой температуры при постоянном поддерживании ее на точно установленном уровне (термостатирования), поэтому легче осуществляется в промышленной лаборатории, нежели в домашней;
• процесс печати требует умения работать с корректирующими цветофильтрами, что представляет значительные трудности для начинающего фотографа; применять ли цветофильтры -обычно остается на усмотрении работника лаборатории, отвечающего за печать фотографий;
• результаты умышленной пере- или недодержки, а также художественные эффекты съемки, за счет применения цветных светофильтров теряются при печати на автоматических машинах (тем самым ограничиваются возможности творческих решений);
• при съемке на цветном фоне может произойти перекорректировка (лицо может приобрести голубовато-фиолетовый оттенок, если оно снято на густом красном фоне);
• достаточно трудно точно воспроизвести цвет на повторных отпечатках (из-за различия цветовой калибровки машин для печати в разных лабораториях, использования разных химикатов и фотобумаги).
Диапозитивная пленка, слайд
Прозрачный оригинал. Диапозитивная (обращаемая) пленка, или слайд, предназначена главным образом для двух типов фотографов. Прежде всего для любителей или профессионалов, работающих в области создания аудиовизуальных материалов, целью которых является подготовка эффектных изображений для проецирования на экран. Ну а второй круг потребителей такой пленки - это фотографы (в основном профессиональные), снимающие для издательских целей и возможной публикации на страницах журналов и дорогих книг Иллюстрации снимаются чаще всего, если не исключительно, на обращаемую пленку.
Процесс обработки обращаемой пленки включает проявление и последующее химическое обращение. Разумеется, он является более длительным и трудоемким, чем обработка цветной негативной пленки. Но поскольку конечный результат и есть оригинал («негатив» как таковой отсутствует), то слайд представляет собой уже готовый продукт. В этом отличие от ситуации с негативами, где снимок проходит через руки оператора печатающей машины, и конечный результат может отличаться от ожидаемого фотографом.
Основные достоинcтва обращаемой пленки:
• Большая зрелищность и лучшая цветопередача, отсутствие корректировок или разнообразных вмешательств при печати (более строгая организация процесса обработки);
• возможность воспроизведения даже самых сильных контрастов при проекции, что создает ощущение объемности;
• очень малое зерно на низкочувствительных эмульсиях, делающее эти пленки наилучшим фотоматериалом для издательских или коммерческих целей;
• точность и предсказуемость отклика изображения на изменения условий съемки: результаты нестандартной экспозиции или корректировок на этапе съемки, осуществляемых при помощи светофильтров, не устраняются и не подвергаются дальнейшим изменениям по ходу процедуры печати, как это имеет место при цветной негативной съемке;
• невозможность корректировки на этапе обработки отснятой пленки означает, что полученный результат может служить своеобразным тестом: по полученному снимку можно проверить правильность работы фотоаппарата и правильность всей процедуры съемки (отсюда вытекает также ценность диапозитива как средства обучения фотографов);
• пригодность диапозитивных снимков для применения даже в очень сложных проекционных показах с использованием нескольких проекторов;
• простота сканирования с высоким разрешением на соответствующих сканерах, в том числе портативных и недорогих. В этом отношении слайды представляют собой удобный исходный материал для последующего ввода изображений в компьютер.
И главные ее недостатки:
• Фотографическая широта обращаемой пленки значительно меньше, чем негативной. Поэтому необходимо очень точно установить параметры экспозиции. Трудно добиться точного воспроизведения контрастов одновременно на светлых и темных частях снимка без потери деталей (приходится выбирать либо одно, либо другое), фотографическая широта обычно составляет от +1,5 до -1,5 ступени относительно правильного значения;
• невозможность корректировки допущенной при съемке ошибки (если не считать копирование снимка и его электронную обработку частичным решением проблемы);
• обращаемая пленка очень чувствительна к цветовой температуре освещения, вследствие чего может оказаться необходимым применение коррекционных или конверсионных светофильтров на стадии съемки;
• из-за высокой чувствительности к цветовой температуре обращаемые пленки выпускаются двух типов: для дневного света (daylight) и для искусственного освещения (tungsten), что создает дополнительные трудности для фотографа;
• для просмотра диапозитивов необходим проектор (или как минимум диаскоп), что требует дополнительных расходов;
• трудность получения копий: диапозитив существует в единственном экземпляре, а получение качественных копий требует профессиональных знаний.