Выбор подходящего освещения

Боковое освещение. Боковой свет представляет идеальное освещение для пейзажной съемки. Он выявляет профиль даже очень слабо выраженного рельефа. Такое освещение отбрасывает боковые тени, придающие графическую выразительность снимку. Однако при портретной съемке оно может привести к нежелательным результатам, излишне подчеркнуть форму скул, недостатки кожи и создать боковую тень от носа. В таких случаях желательно компенсировать слишком резкие контрасты при помощи отражающего экрана, расположенного вне поля зрения с противоположной от источника света стороны лица.
Контровое освещение. Резко увеличивает контраст и создает наиболее сильное ощущение рельефа благодаря теням, падающим в направлении зрителя. Контровой свет, возможно, представляет собой самый эффектный вид освещения для съемки. Но при этом требует внимания от фотографа, который должен определить, что выбрать объектом экспозамера. Следует также избегать паразитных бликов в объективе, которые могут привести к появлению нежелательных ярких гало.
Рассеянный свет. Это свет пасмурного дня, не дающий теней. Отсутствие резких контрастов упрощает процедуру экспонометрического замера. Свет обволакивает снимаемый объект, снижая насыщенность цветов. В таких случаях можно рекомендовать пленку низкой чувствительности, более яркую и насыщенную по цвету. Даже если это кажется противоречащим здравому смыслу, поскольку уровень общей освещенности в пасмурный день ниже, чем в солнечный. Рассеянный свет очень хорош для портретной съемки. Предметы, картины и документы снимают при рассеянном свете. Рассеянное освещение создает и установленный перед источником света рассеиватель.
Цвет освещения. Обычные пленки для дневного света довольно точно воспроизводят цвета при условии, что съемка проводится при соответствующем освещении (5500 К): при свете солнечного дня, при голубом небе с немногочисленными белыми облаками. Однако следует быть внимательными к цветовым доминантам отраженного света. Человеческий глаз благодаря высокой приспособляемости не замечает, компенсирует влияние этих доминант, а вот пленка не в состоянии обеспечить такую компенсацию. Расположенная вне поля зрения кирпичная стена может при съемке на открытом воздухе дать сильно выраженный красный доминирующий тон. На портрете, снятом в тени дерева, может проявиться избыток рассеянных зеленых тонов.
Во многих случаях цветовые доминанты можно использовать и в творческих целях, особенно когда фотограф желает подчеркнуть цветовые контрасты. Например, голубой свет поздних сумерек может эффектно контрастировать с окрашенным теплой цветовой гаммой окном. Обычно даже при хроматически несбалансированном освещении пленки для дневного света предпочтительнее пленок для искусственного освещения (Tungsten), используемых в студийной съемке. Пленки разных производителей и разной чувствительности могут давать разные цветовые оттенки, и выбор той или иной марки определяется опытом фотографа.