DX-код фотопленки


    DX-код фотопленкиСистема DX-кодов представляет собой метод считывания и передачи основных данных, разработанный для 35-мм пленок. Самая важная информация - чувствительность пленки в единицах ISO (а также число кадров и фотографическая широта). Метод основан на использовании контактных полосок (по модели штрих-кодов), расположенных на кассете, и меток по краю и в начале пленки. Через контакты информация о чувствительности используемой пленки передается непосредственно во встроенный экспонометр фотоаппарата. Метки по краю пленки служат для облегчения процедуры проявления и печати на специальном лабораторном оборудовании. В настоящее время это устройство используется во всех 35-мм компактных и зеркальных камерах. Ценность автоматического считывания информации о пленке состоит в том, что оно позволяет исключить ошибки экспозиции в случае, когда фотограф забыл выставить правильную чувствительность пленки.


    Диапазон чувствительности. Стандартно устройство считывания DX-кода в фотоаппаратах рассчитано на распознавание чувствительности в широком диапазоне значений: от 25 до 5000 единиц ISO. Однако будьте внимательны! В некоторых камерах используются упрощенные устройства. Например, многие дешевые компактные камеры оснащены упрощенными датчиками, которые зачастую способны считывать только три значения чувствительности: 100, 200 и 400 единиц ISO. По этой причине лучше избегать использования в дешевых аппаратах пленки чувствительностью 25 единиц ISO (значение чувствительности в 50 единиц ISO здесь тоже редко считывается правильно).

    Правильно ли считана чувствительность? Почти все фотоаппараты с устройством считывания DX-кода автоматически выставляют экспонометр на значение чувствительности в 100 единиц ISO в случае, если зарядить в них кассету без контактных пластинок (например, старую кассету с пленкой, заправленной вручную в темной комнате). В дорогих фотоаппаратах система DX оснащена упругими пружинами и двойными контактами, в отдельных случаях позолоченными, для того чтобы исключить ошибочную передачу электрического сигнала. В некоторых фотоаппаратах при наличии системы DX предусмотрена также возможность и ручной установки чувствительности в единицах ISO. Фотограф может самостоятельно выставлять чувствительность по своему усмотрению (что необходимо, например, при изготовлении фотокопий (фоторепродуцирование), когда используются эмульсии очень низкой чувствительности от 6 до 15 единиц ISO).

    Ошибки передачи DX-кода. Перечислим несколько возможных причин ошибочного считывания DX-кода:
    • загрязненность контактов кассеты;
    • загрязненность контактов фотоаппарата;
    • контакты кассеты покрыты клейкой лентой (используемой некоторыми фотографами для маркировки);
    • смещенная этикетка кассеты (плохо приклеена);
    • отсутствие DX-контактов на старых кассетах с пленкой, заправленной вручную.

    Фотографическая широта

    Можно сказать, что в процессе съемки одного кадра нам требуется столько разных «правильных» экспозиций, сколько областей разной степени яркости содержит снимаемая сцена. Возникает следующий вопрос. Каков интервал яркостей объектов (или освещенностей на пленке), точно передаваемых пленкой, если выбор экспозиции (пары значений выдержка - диафрагма) сделан исходя из средней освещенности кадра? Параметр, характеризующий упомянутый интервал яркостей и соответствующих экспозиций, - это и есть фотографическая широта. Максимально допустимая разность экспозиций для наиболее ярких и наиболее темных областей на обращаемых эмульсиях обычно составляет +1 EV (+1 ступень) относительно того, что считается «точным» значением.

    Цветные негативные пленки имеют значительно большую фотографическую широту. Интервал допустимых экспозиций в этом случае может достигать примерно 5 ступеней, а в некоторых случаях даже больше. В пользу цветной негативной пленки следует также упомянуть о возможностях коррекции сильных отклонений яркости от средней на этапе печати. Нередки случаи, когда фотографическая широта между самыми яркими и самыми темными, хорошо воспроизводимыми деталями достигает 7 ступеней.

    Критические отклонения чувствительности. Следует ли доверять значению чувствительности, приведенному на пленке? Как показывает история, сомнения тут совсем небезосновательны: на заре кинематографа отдельно проверялась каждая банка пленки - от нее отрезался кусочек, который потом экспонировался с разными диафрагмами при фиксированной выдержке. Так определяли эффективную чувствительность всего рулона. Современные передовые технологии производства пленок, несомненно, гарантируют высокие стандарты надежности.

    Благодаря большой фотографической широте цветных негативных пленок нельзя сказать, что для них этой проблемы просто не существует. Но по сравнению с диапозитивными пленками все же есть некоторые отличия. В любом случае прежде чем винить эмульсию, лучше поискать причину неудачи в несоответствии значения чувствительности пленки значениям на шкале конкретного фотоаппарата, в не очень точной работе затвора или в несоблюдении процесса проявки в фотолаборатории.

    Тем не менее небольшие отличия реальной чувствительности от маркировочной у диапозитивных пленок все же могут иметь место. Интересно отметить, что один из признаков профессиональных пленок состоит в том, что только для них некоторые производители указывают внутри упаковки «эффективную светочувствительность», которая может слегка отличаться от номинальной (например, 80 ISO вместо 100 ISO). Отличие невелико и для любительской съемки несущественно. Но в критических случаях, при предъявлении жестких требований отклонения от номинальной чувствительности могут заметным образом сказаться на цветопередаче пленки.

    Более высокая или более низкая, по сравнению с номинальной, светочувствительность пленки требует коррекции экспозиции, соответственно, в сторону передержки и недодержки. Но это не обязательно означает получение более светлого или темного снимка. Отклонение чувствительности, соответствующее одной трети ступени (1/3 - это минимальное отклонение, которое сказывается на цветопередаче и реально заметно для глаза), изменяет «цветовую плотность» диапозитивной пленки примерно на 10%. Это обстоятельство оправдывает практику некоторых фотографов, склонных снимать диапозитивные кадры с небольшой недодержкой. Обычно прибегают к поправке на -1/3 ступени, которую можно, например, задать командой принудительной коррекции экспозиции для получения чуть более ярких и насыщенных цветов.

    В прошлом для некоторых фотографов было привычным снимать на цветную негативную пленку с небольшой передержкой с тем, чтобы получить более «плотные» негативы. Такой метод, однако, не рекомендуется применять к современным эмульсиям. В настоящее время предпочтение отдается номинальной чувствительности, указанной на упаковке.

     
    Фотостудия FLAT57
    
    Фото снят...
    Контакты

    ВК: https://vk.com/flat57
    ВК: https://vk.com/flat57studio
    отзывы: http://wedmen.ru/olga-galitsyina/
    Голосования
    Какую фотосъемку вы бы хотели?
     

    Рейтинг@Mail.ru