Профессиональная портретная съемка. Часть 4

Групповые портреты лучше делать на открытом воздухе
Чтобы сделать групповой портрет, понадобится достаточное количество освещения для каждого из участников композиции. А такая задача довольно часто бывает очень непростой. Поэтому значительно проще отправиться с группой на съемку на улицу. Особенно приятно, если выдалась хорошая погода и вы знаете, где находится дерево, в спасительной тени которого можно рассадить фотографируемых людей. (Только сажайте их не глубоко в тень, а на самом краю. При этом тень должна быть сплошной. На людей не должны попадать прямые солнечные лучи сквозь листву.) Если повезет, групповой портрет доведется снимать, когда на улице облачно. В этом случае об освещении думать вообще не придется. Солнечный свет, рассеянный облаками, является идеальным для съемки четких, отличных фотографий. Вам останется лишь заняться расстановкой персонажей. (Кстати, профессиональные фотографы никогда не начинают групповую съемку со слов: "Все высокие станьте во второй ряд".)
Расстановка людей для группового портрета
При съемке групповых портретов нежелательно расставлять людей рядами (как я уже говорил ранее). Гораздо правильнее выстроить их вокруг какого-либо объекта (например, колонны). В этом случае люди интуитивно займут нужное место, и снимок в целом будет выглядеть более естественно. Используйте любые объекты: диван, колонну, стул, автомобиль, стол или любой другой объект, с помощью которого можно сгруппировать людей, не расставляя их ровными рядами.
Композиция для случайной групповой фотографии
Для случайной групповой фотографии можно не искать предметы или объекты, вокруг которых вам было бы удобно выстроить людей. Вместо этого постройте их плотной пирамидой (в виде треугольника). Я имею в виду схему, при которой люди находятся очень близко друг к другу, соприкасаясь руками. Головы должны также располагаться очень близко. Две головы должны находиться в основании нашей воображаемой пирамиды, и одна - на ее вершине (как показано на рисунке). Обратите внимание также на то, что на фотографии люди не стоят по стойке "смирно". Все они наклонены так, будто стараются втиснуться в кадр. Такая композиция выглядит более душевной и веселой. Для официальных деловых портретов подобная композиция вряд ли подойдет. Но если требуется сделать портрет веселой и дружной компании, то это именно то, что нужно.
При съемке большого количества людей не выстраивайте их стандартными, приевшимися всем рядами. Вместо этого разбейте их на небольшие группы - своеобразные мини-треугольники, по три-четыре человека в каждой. Такой вариант расположения людей значительно оживит композицию. Кроме того, расставьте группы как можно ближе друг к другу, чтобы создать впечатление целостной большой компании. (Созданные небольшие группы не должны касаться друг друга. Между ними могут оставаться незначительные просветы.)
Чтобы улучшить портрет, забудьте об обратном отсчете
Если вы стремитесь получить портрет застывшего и напряженного человека, сосчитайте "три, два, один" перед тем, как нажать кнопку спуска. Шансы на то, что в этот момент человек будет выглядеть естественно, просто ничтожны. В этом и заключается работа профессионального фотографа, чтобы подловить момент, когда человек будет выглядеть естественно и привлекательно. Каждый может сосчитать "три, два, один"и нажать кнопку. Но нам ведь нужно нечто более естественное и особенное, нежели застывшая гримаса. Забудьте о стандартном отсчете. Вместо этого говорите с человеком, шутите. Пусть он говорит с вами, смеется, ведет себя естественно. И когда наступит подходящий момент, вам останется только не пропустить его и вовремя сделать снимок. В результате своему клиенту вы сможете предложить нечто особенное.
Свет из окна: где разместить человека
Наиболее подходящим для съемки портретов является свет из окна, особенно из окна, выходящего на север (на практике многие профессиональные фотографы признают для портретной съемки только такое освещение - и точка!). Окно рассеивает свет, существенно смягчая его, к тому же чем больше окно, тем мягче освещение. Итак, если через окно вашей студии струится удивительный свет, то где лучше всего расположить человека? Его нужно посадить плечом к окну, чтобы на дальнюю от окна часть лица падала мягкая, едва уловимая тень. Усадить человека следует на расстоянии 2 м от окна, чтобы падающий на него свет был мягким и обволакивающим. Если человек будет находиться слишком близко к окну, то освещение получится слишком резким. Также желательно размещать человека напротив края окна (и даже немного глубже), чтобы на него попадал только крайний пучок струящегося в окно света, Именно этот свет будет наиболее мягким, и вы добьетесь самого благоприятного освещения, которое так нравится многим профессионалам.
Свет из окна: из какой точки снимать
При съемке портрета у окна фотоаппарат должен находиться у самого окна, а ваше плечо должно практически выглядывать в окно. Заняв исходную позицию, немного наклонитесь в сторону объекта съемки, который должен находиться на расстоянии 2 м от окна, напротив его края. (Вы же практически сидите на подоконнике, лишь немного наклоняясь к объекту съемки.)